Опросы менеджеров свидетельствуют, что наиболее сложный элемент в их работе — руководство людьми, направление их поведения в нужную для организации сторону. Этот процесс осуществляется с помощью различных способов воздействия на работников.
Стиль управления — это совокупность методов, приемов и способов осуществления управленческой деятельности, форм взаимоотношений и личного поведения. Он оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и организации в целом. Конкретный стиль управления определяют факторы объективного и субъективного характера: задачи, функции, размеры и структура коллектива, индивидуальные качества, опыт руководителя и т. д.
Исследование стилей управления показывает, что они характеризуются типичными и относительно устойчивыми чертами управленческого воздействия и взаимоотношений. Стиль тесно связан с методами управления, но если методы более устойчивы и идентичны в реализации различными руководителями, то стиль опосредуется индивидуальными особенностями менеджера. Несмотря на это, существует и общий стиль.
|
|
Общий стиль руководства в определенной мере формируется государственной политикой и уровнем социально-экономического развития страны. В нем отражаются традиционные и новые требования к управленческой деятельности, обусловленные задачами данного этапа развития общества. Индивидуальный стиль руководителя вырабатывается на основе общего стиля с учетом его знаний, опыта, умений.
Стиль управления строится на использовании достижений науки в области философии, экономики, управления, организации, агробизнеса, маркетинга, предпринимательства, коммерции, психологии и др. Научный стиль руководства отличают творческий характер, единство теории и практики, слова и дела, продуманность в создании общественных, экономических и организационных формирований. Он имеет идейные, профессионально-организаторские и этико-психологические черты.
К идейным чертам стиля руководства относятся убежденность в правильности выбранной стратегии и тактики непримиримость к недостаткам, гласность, демократичность, видение перспективы, умение критиковать, воспитывать членов коллектива, борьба с бюрократизмом. Идейность руководителя тесно связана с его принципиальностью, требовательность должна пронизывать деятельность аппарата управления. В это понятие включают единство слова и дела, объективность подхода к событиям и др. Руководитель обязан ставить интересы коллектива выше личных отношений с работниками.
Одна из идейных черт стиля управления — предоставление работникам максимально возможной свободы, позволяющей реализовать их профессиональные, интеллектуальные данные и т. д. Свобода деятельности формирует потребность в изыскании наиболее эффективных путей решения проблем. К идейным чертам стиля управления относится и широкое привлечение работников к управлению производством. Задача руководителей и специалистов — развить у подчиненных чувство хозяина, собственника, бережливость, умение рационально расходовать имеющиеся ресурсы, а также социально-политическую потребность управлять.
|
|
Профессионально-организаторские черты стиля управления составляют деловые качества руководителей и специалистов, проявляемые ими в управленческой деятельности. Важнейшие из них:
умение организовать работу аппарата управления;
научный подход к делу;
деловитость и предприимчивость;
способность вести организационно-распорядительную работу;
дисциплинированность;
умение контролировать.
Руководители организаций и подразделений обязаны четко определить цель деятельности аппарата управления и организовать ее выполнение. Для успешного управления важно применять рациональные формы организации труда, производственных и трудовых процессов, правильно осуществлять расстановку кадров, разрабатывать и эффективно использовать различные формы мотивации труда. Очень важно ответственно относиться к делу. Безответственность наносит материальный и моральный ущерб всему коллективу и, кроме того, имеет многочисленные социальные, нравственные и психологические последствия.
Научный подход определяет уровень профессионализма руководителя, означает постоянное изучение достижений науки и передового опыта, внедрение его в организации, в подразделении.
Деловитость и предприимчивость необходимы руководителям любого уровня. Деловитого, предприимчивого работника характеризуют творческий подход к делу, постоянный поиск эффективных форм, методов и приемов работы, нетипичные, неординарные пути решения, разумный риск, научная интуиция, доведение дела до конца, нравственность экономических решений.
Дисциплина — понятие многоаспектное, включающее трудовой (своевременное начало и окончание работы, соблюдение установленных перерывов, режимов труда и отдыха), производственный (следование технологии, правильное использование техники) и организационный (соблюдение организации труда и произволства, реализация организационных нормативов, установленных процедур) аспекты, а также авторитет слова, обещаний, рекомендаций и т. д. Дисциплину подчиненных воспитывают руководители и специалисты организации и подразделений, при этом сами они должны служить в этом отношении эталоном. Она — признак деловой, организационной и социально-психологической сплоченности и дееспособности коллектива.
Необходимое профессиональное качество руководителя — культура речи. Имеют значение структура речи, умение выделить главное в обсуждаемой проблеме и т. д.