Нынешний этап реформирования управления в России революционен, поскольку изменениям подвергаются прежде всего психология управляющего, стиль его поведения, происходит переоценка его места и роли в системе управления.
Менеджер — это человек, занимающий управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т. д.), решают неодинаковые задачи, выполняют разные функции.
Можно выделить три основные функции менеджера.
• Определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом несет ответственность за последствия принятых решений, поэтому должен не только уметь выбрать наилучший вариант, но и решиться на то, чтобы повести коллектив в определенном направлении.
• Собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.
|
|
• Выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации к достижению целей, координирующего их усилия, представляет организацию. Должен быть человеком, за которым люди готовы идти.
Большое значение имеет умение менеджера подбирать себе помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохраняя за собой оперативный контроль за работой звеньев. При всех обстоятельствах менеджер призван быть ярко выраженным лидером.
Отношения лидерства в оптимальном варианте совпадают с формальными полномочиями руководителя. Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование коллектива (группы) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность.
Руководитель — это профессиональный менеджер, главные функции которого — повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала. Для реализации этих функций руководитель должен обладать необходимыми качествами. Их принято разделять на три группы: профессиональные, личные и деловые.
|
|
К профессиональным качествам относят те, которые имеет любой грамотный специалист и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой к выполнению обязанностей руководителя:
компетентность в профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;
широта взглядов, основанная на эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;
стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим и их обучение;
умение планировать работу.
Личные качества руководителя мало отличаются от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими — также лишь предпосылка к успешному руководству:
высокие моральные стандарты;
физическое и психологическое здоровье;
внутренняя культура;
отзывчивость, благожелательное отношение к людям;
оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные и не личные качества, а деловые, к которым необходимо отнести:
умение создать коллектив, обеспечить его деятельность, поставить задачи и распределить их между исполнителями, обеспечить их всем необходимым, координировать и контролировать работу;
доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить их в правильности своей точки зрения, повести за собой;
инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, при необходимости легко перестроиться;
способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.
Лидер — это ведущий, глава, способный наиболее эффективно воздействовать на коллектив. Различают лидера формального — официально назначенного руководителя и лидера неформального — человека, способного влиять на настроение людей и управлять им. Лучшая ситуация в управлении — это формальный и неформальный лидер в одном лице.
В зависимости от преобладающих функций выделяют следующих лидеров.
• Организатор. Нужды коллектива он воспринимает как собственные и активно действует. Оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимы. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, в результате люди стараются работать лучше.
• Творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
• Борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть.
|
|
• Дипломат. Опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
• Утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Рассмотрим, в чем формальная разница между руководителем и лидером.
Руководители определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной (как правило не ими) цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами, занимая при этом пассивную позицию. Взаимодействие с окружающими строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей, стараются не выходить за их рамки, предпочитая порядок и дисциплину.
Лидеры определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Последователи — те, кто разделяет взгляды лидеров и готовы идти за ними, невзирая на трудности. Лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противоположность руководителям, которые обеспечивают достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В отличие от руководителей лидеры не контролируют окружающих, а строят отношения с последователями на доверии.
Для обобщения сказанного воспользуемся табл. 6, в основе которой — материалы О. Виханского и А. Наумова.