1. Особенности русской философии
2. Периодизация развития русской философии
3. П.Я.Чаадаев, западники и славянофилы
4. Философия В.С.Соловьева
1. Особенности русской философии
1) Относительно поздний исторический старт.
2) Формировалась под сильным влиянием западной философии.
3) Религиозность.
4) Актуальность проблемы национального самоопределения, проблемы отношения к Востоку или Западу.
5) Важность поисков «русской идеи».
6) Тесная связь с историческими и социальными реалиями, с конкретными социально-политическими обстоятельствами.
7) Философские идеи часто выражались в форме публицистических произведений, художественных произведений, литературной критики, писем и проч.
8) Антропологизм.
9) Пристальное внимание к проблемам этики, социальной философии (социальная справедливость и проч.), философии истории.
2. Периодизация развития русской философии
В.В.Зеньковский:
I. Пролог к русской философии:
а) до Петра Великого,
в) XVIII-ый век.
II. Первый период - до возникновения систем (XIX-ый век - до 70-ых годов).
|
|
III. Второй период - возникновение систем (конец XIX-го века - первые два десятилетия ХХ-го века).
IV. Третий период - ХХ-ый век (после 1917-го года).
Другая периодизация (Митрошенков О.А.):
I. Предфилософия (XI-XVII вв.)
Глубокие и тесные связи элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства.
II. Философия (с XVIII в.).
В числе тех, кто стоял у истоков русской философии, одним из самых крупных мыслителяей-книжников был Иларион Киевский (кон. X - сер. XI вв.). До нас дошло его "Слово о законе и благодати".
3. П.Я.Чаадаев, западники и славянофилы
Важный этап развития русской философии был связан с П.Я.Чаадаевым.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
1836 год в журнале «Телескоп» опубликовали его первое «Философическое письмо».
Главная тема – философия истории.
Провиденциализм.
Считал, что цель истории – путь к Царствию Божьему.
Замысел Бога реализуется через христианство, причем католическое.
Россия приняла не ту форму христианства, поэтому «осталась за бортом», оказалась в изоляции.
Она ничего не дала миру и не даст: «Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, на что могла бы опереться наша мысль; выделенные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода».
«Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей к цели. Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся их душа вне их».
|
|
«Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?»
Позже изменил свой взгляд.
Изоляция России – это благо, мы видели ошибки Запада и не повторим их. У России есть особая задача (в сущности, спасение Европы), но ее исполнение – дело будущего.
«Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами, Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества».
«Мы призваны обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого. Не смейтесь, вы знаете, – это мое глубокое убеждение. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы... таков будет логический результат нашего долгого одиночества... наша вселенская миссия уже началась».
Славянофилы и западники
Их появление во многом связано с публикацией П.Я.Чаадаева, которая вызвала споры и попытки осмыслить собственную точку зрения по этому вопросу.
Рождение «славянофильства» обычно связывают с появлением статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» (1839) и ответа на нее И. В. Киреевского («В ответ А. С. Хомякову», 1839)...
Статья «О старом и новом» определяла один из центральных вопросов славянофильства: «Что лучше: старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал, и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»
Славянофилы: Алексея Степановича Хомякова (1804—1860), Ивана Васильевича Киреевского (1806—1856), Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), Юрия Федоровича Самарина (1819—1876).
Основные идеи:
- Россия развивается самобытно, и так и должно продолжаться;
- Росси присуще религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие, которое нужно сохранить;
- России предстоит миссия заложить основы нового общеевропейского просвещения, опирающиеся на подлинно христианские начала, сохранившиеся в лоне православия (в православии присутствуют свобода и единство, в то время как в католицизме есть единство, но нет свободы, а в протестантизме есть свобода, но нет единства).
Глубоко религиозное учение.
Самобытность России видели в православии и началах соборности (считали, они проявляются в крестьянской общине).
Не идеализировали Россию, уважали и ценили Запад (и даже знали его лучше, чем западники), допускали идею заимствований самых его удачных особенностей – но считали, что там много недостатков, которые мы не должны перенимать.
Западники: Александра Ивановича Герцена (1812—1870), Виссариона Григорьевича Белинского (1810—1848), Тимофея Николаевича Грановского (1813— 1855), Константина Дмитриевича Кавелина (1818—1885), Николая Платоновича Огарева (1813—1877), Василия Петровича Боткина (1811—1869).
|
|
Очень неоднородное течение.
Ориентация на общечеловеческие ценности, на европеизацию, на развитие правовых начал.
В центре рассмотрения – человек и его потребности.
Акцент на индивидуальной личности, ее свободе и независимости, ее интересах.
Считается, что течения западников и славянофилов диаметрально противоположны, но это не верно.
Это единое явление, они пытались решить одну проблему, просто выбирали для этого разные способы.
Иногда пишут, что во многом спор славянофилов и западников – это спор о ценностях.
4. Философия В.С.Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)
Называют первым оригинальным русским философом в строгом смысле.
Главный принцип, пронизывающий философию Соловьева – это принцип Всеединства.
Всеединство – это философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности. Синтезирующий принцип.
Онтология:
В основе мира лежит Абсолютное (Бог). Его существование непостижимо разумом, оно ощущается непосредственно в акте веры. Бог проявляется во всем в мире, он есть Всеединство.
Мир не существует без Абсолюта, но и Абсолют не может быть вне мира.
Абсолютное не может существовать иначе как осуществленное в своем другом (мир).
Мир – это «становящееся всеединое».
Всеединство в дочеловеческом природном мире существует лишь потенциально.
Только в человеке получает актуальность, хотя и предстает пока только идеально, в сознании, как цель и норма человеческой деятельности.
Т.е. всеединство – это цель для человека и мира.
В Боге есть:
1) Бог как абсолютно-сущий
2) его содержание (сущность, идея), которое предстает в лице Бога-Сына, или Логоса
3) воплощение этого содержания (идеи) осуществляется в мировой душе, Софии, представляющей тем самым третье лицо божественной Троицы - Дух Святой.
Душа мира (София) «есть и единое и все – она занимает посредствующее место между множественностью живых существ и безусловным единством Божества».
|
|
София – это идеальное человечество.
«Душа мира есть существо двойственное: она заключает в себе и божественное начало и тварное бытие, но, не определяясь ни тем, ни другим, пребывает свободной».
Вследствие этой свободы и возникшего желания утвердить себя вне Бога, стать полностью самостоятельной – она отпадает от Бога.
Этим она теряет свою свободу относительно тварного мира (потому что оказывается в нем).
Потом представления о Софии изменяется. Она понимается как ангел-хранитель мира (душа мира – другое, отдельно). Как Вечная женственность (сближается с Божьей Матерью).
Зло не есть самостоятельная сила.
Зло есть недостаток добра.
Человек является «естественным посредником» между Богом и материальным бытием.
Человеческая история понимается Соловьевым как богочеловеческий процесс и по своему характеру (история «складывается» из взаимодействия Бога и человека), и по имманентно заложенной в ней цели: достижению состояния актуального богочеловечества, то есть свободного и полного подчинения человека (и человечества как единого существа) Богу, воплощению в человечестве того, что как первообраз дано ему в личности Иисуса Христа (Богочеловека).
Эта цель задана, но движение к ней – это цикл свободных актов, человек свободен в выборе.
Богочеловечество: задача духовного человека заключается в подчинении природного Божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путем отрицания в себе эгоистической воли. В себе самом человек ничто, он становится человеком, осознавая себя частью универсальной личности. В Боге для человека открывается всеединство, абсолютная полнота бытия, к-рую он не может обрести в самом себе, поэтому Бог открывается человеку как «бесконечное стремление, неутолимая жажда бытия».
Гносеология:
Учение о цельном знании.
Синтез эмпирического, рационального и мистического познания, то есть философии, науки и богословия.
Социальная философия:
Общественная форма, в которой Богочеловечество может быть реализовано, будет достигнуто Царствие Божие на земле – это свободная теократия.
Идея Вселенской теократии, свободной теократии.
Объединение церквей под властью Папы римского.
Утопия.
Позже сам Соловьев отказывается от этой идеи, признавая ее нереализуемой.
Этика:
Основа нравственности - стыд, жалость и благоговение.
1) Человек стыдится того, что в нем составляет низшую природу; особенно характерен в этом отношении половой стыд.
2) Жалость, сопереживание чужому страданию человек испытывает ко всем живым существам; побуждая к альтруизму, жалость составляет корень социальных связей.
3) Благоговение как преклонение человека перед высшим началом есть нравственная основа религии.
Право - это низший предел или определенный минимум нравственности, для реализации к-рого оно использует принуждение.
Право относится к объективной сфере внешних поступков, тогда как нравственность - «не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом».