Как уже говорилось, все прямые и обратные гребки, помимо своей основной функции, придают лодке некоторое вращение, а все дуговые — поступательное движение. Если плавно видоизменять гребок от прямого к дуговому и обратно, то одно из этих движений будет ослабевать, а другое — усиливаться. Если вы выполняете нечто среднее между этими гребками, то лодка будет одновременно двигаться вперед и вращаться. Если же ваш гребок ближе к чисто прямому или чисто дуговому, то вы, надо полагать, заинтересованы прежде всего в одном из этих движений. Однако вы неизбежно получаете и другое движение в качестве побочного эффекта, и вы только выиграете, если научитесь обращать и его в свою пользу.
При прямом гребке этот эффект относительно прост: вращение каяка. В большинстве случаев оно мешает вам, когда вы хотите двигаться по прямой; вы всегда тратите некоторую часть своих сил (хотя и небольшую при правильной технике гребли) на небольшое рыскание по курсу, которое компенсируется гребком с противоположной стороны. Пример конструктивного использования этого эффекта вы увидите позже, когда речь пойдет о так называемом зацепе. Это довольно сложная связка гребков, которая в большинстве случаев завершается прямым "контрольным" гребком. Он выполняет несколько функций, и в том числе — останавливает дальнейшее вращение лодки после того, как она повернута на необходимый угол.
|
|
При дуговом гребке эффекты более разнообразны. Прежде всего, это эффекты первого порядка, которые компенсируются, если вы выполняете последовательно два гребка с разных сторон. В чем разница, например, между гребками справа от носа и слева от кормы? Оба они вращают лодку против часовой стрелки; более того, корпус работает практически одинаково в обоих случаях. Разница в том, что в первом случае весло на протяжении всего гребка движется назад и никогда — вперед; соответственно, лодка приобретает, помимо вращения, поступательное движение вперед. При дуговом гребке от кормы, наоборот, лодка смещается назад. Опытные гребцы используют эти различия совершенно автоматически. Если лодку надо не только повернуть, но и затормозить, выполняется гребок от кормы, если разогнать (или, по крайней мере, не потерять набранной скорости) — от носа. При необходимости эти дуговые гребки легко преобразуются именно в тот вид поступательного гребка, который требуется в данной ситуации.
Более тонкие эффекты второго порядка компенсируются в пределах одного гребка. Рассмотрим полный дуговой гребок слева от носа к корме. Лодка не только вращается, но и смещается вбок. На протяжении первой половины гребка центр лодки смещается вправо, а на протяжении второй — обратно влево. В целом бокового смещения не происходит, при условии, что вы выполняете полный гребок. Если же вы выполняете только часть его, то это смещение остается нескомпенсированным.
|
|
Побочные смещения лодки при дуговом гребке (преувеличено). | Уход от препятствия двумя дуговыми гребками. |
Пример использования этого эффекта — уход от препятствия двумя последовательными дуговыми гребками:
- Дуговой гребок от носа в пределах 90° уводит нос в сторону от препятствия. Центр лодки смещается примерно на половину того расстояния, на которое смещается нос. Лодка разгоняется.
- Дуговой гребок на этот же угол, с этой же стороны, но от кормы поворачивает лодку обратно, но центр смещается еще раз в прежнем направлении. Лодка тормозится.
- В результате лодка сохраняет свой курс и скорость, но смещается вбок.
- Если поменять эти два гребка местами, суммарный эффект будет тот же, но в промежуточном положении лодка будет заторможена, и вы получите больше времени для маневра. Такая последовательность часто бывает более эффективной при прохождении тесных шивер на отрицательной скорости.