Одной из исходных идей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.
По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются все с большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание.
Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают и нуждами людей.
Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд.
Чтобы приобрести определенный товар, у потребителя должен появиться мотив покупки.
Мотивация – совокупность внешний и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность ориентированную на достижение определенных целей.
Теория З. Фрейда основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на действия различных стимулов внутреннего и внешнего характера.
Теория мотивации А.Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Она исходит из определенной иерархии потребностей: 1) физиологические потребности (голод, жажда), 2) потребности самосохранения (безопасность, защищенность), 3) социальные потребности (чувство духовной близости, любовь), 4) потребности в уважении (самоуважение, признание, статус), 5) потребности в самоутверждении, саморазвитии и самореализации. Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности. Которые становятся движущим мотивом его поведения.