Управление финансами – это один из сложных элементов в системе финансов, которые охватывают план и прогноз, политику и стратегию, действие и правовую основу, поступки и контроль в сфере финансовых отношений.
Управление финансами - процесс воздействия на финансовую и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, стимулов и санкций.
Как целенаправленная деятельность людей, управление основано на объективных закономерностях и требованиях экономических законов. Опираясь на научное познание требований этих законов и вырабатывая формы и методы их использования, общество через государственные, хозяйственные и общественные органы сознательно управляет формами производственных отношений, включая финансы, цены, кредит, прибыль и т. д.
|
|
В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении, политический подход к финансовым вопросам, научность управления, общественность в управлении и т.д.
В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информация, планирование, организация, регулирование, контроль.
Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью, как научно-обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами. Она осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами.
Организация означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.
Финансовое регулирование - это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий.
Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.
Управление финансами рассматривается с двух аспектов: государство использует финансы как инструмент управления экономикой и сами финансы, являются объектом управления со стороны государства. Это показывает богатство категории «финансы», их объективную необходимость. Финансы по сложности относятся к фундаментальному объекту исследования. При их изучении необходим научный подход, когда сочетаются требования объективных экономических законов, законодательных решений государства, результаты экономического анализа. Управление финансами сочетает экономические и административные методы управления, зависит от профессионализма и исполнительности людей, специальных финансовых работников.
|
|
Различают стратегическое и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление финансами возложено Конституцией республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, МЭБП, Министерство финансов.
Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны и т. д.
В компетенции Парламента решения финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждения и последующее голосование законодательных актов - законов Республики Казахстан и постановлений парламента.
Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и норма, касающиеся:
· Налогообложения, установление сборов и других обязательных платежей;
· Республиканского бюджета;
· Обеспечения обороны и безопасности страны
· Обеспечение стабильности социальной сферы и т.д.
Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса - комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе.
Общегосударственные финансы управляются МЭБП и Министерством финансов Республики Казахстан, которые осуществляют стратегическое и оперативное управление финансами, методическое руководство в области финансового планирования народного хозяйства, изучает экономику и финансы отраслей. Их задачей является разработка проектов финансового законодательства; совершенствование форм финансовых отношений государства с предприятиями, организациями; планирование доходов и расходов государственного бюджета, исполнение бюджетов всех уровней.
Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а так же в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.
Структура Министерства финансов состоит:
Руководство.
Департамент отчетности и статистики.
Департамент государственного заимствования и международных финансовых отношений.
Департамент анализа и методологии исполнения государственного бюджета.
Департамент свода и исследования финансовых моделей.
Департамент информационных технологий.
Департамент юридической службы.
Департамент внутреннего администрирования финансов.
Департамент кадрового обеспечения и документооборота.
Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита.
Управление координации государственных закупок.
Отдел защиты информации мобилизационной работы.
Министерство имеет ведомства:
- Комитет казначейства,
- Комитет таможенного контроля,
- Налоговый комитет,
- Комитет финансового контроля и государственных закупок,
- Комитет по работе с несостоятельными должниками,
- Комитет государственного имущества и приватизации.
В свою очередь, упомянутые подразделения состоят из управлений и отделов, выполняющих конкретные функции.
Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан выполняет функции, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере: обслуживания исполнения государственного бюджета и подготовки информации о результатах исполнения республиканского и местных бюджетов, финансирования расходов республиканского бюджета, осуществления переводов денег по поручениям государственных учреждений как в национальной, так в иностранной валюте, организации обеспечения наличными деньгами государственных учреждений через банки второго уровня и организации, предоставления информации об исполнении местных бюджетов в местные исполнительные органы и Министерство финансов Республики Казахстан.
|
|
Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан осуществляет функции обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере: обеспечения своевременного и полного внесения в республиканский бюджет таможенных платежей и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы РК. Обеспечения внедрения таможенных информационных технологии в целях упрощения и совершенствования таможенных процедур, ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РК, надзорные и контрольные функции.
Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.
Налоговая служба состоит из налогового комитета при Министерстве финансов РК и налоговых комитетов в областях республики с делением на городские и районные звенья в городах и районах. В составе налоговой службы имеется финансовая полиция, преобразованная из налоговой полиции в 2001г. с подразделениями в областях республики. Процесс реорганизации в Республике не завершен.
Налоговый комитет является центральным исполнительным органом, обеспечивающим сбор и государственный контроль за полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей, осуществляет подготовку налоговых законопроектов, проводит экспертизу проектов ведомственных нормативных актов и т.д. В налоговом комитетом имеется отдел международных налоговых соглашений, который разрабатывает проекты конвенции и договоров об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход капитал.
|
|
Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК выполняет функции: обеспечение участия комитета и представителей государственных органов в органах негосударственных юридических лиц с участием государства, организация и обеспечение деятельности комиссии по приватизации объектов республиканской собственности, организация предпродажной подготовки объектов республиканской собственности, определение видов и методов приватизации объектов республиканской собственности.
Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан – центральный исполнительный орган, миссией которого является создание и развитие системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социально – экономического развития Республики Казахстан.
Основными задачами Министерства являются:
- формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально – экономического развития Республики Казахстан;
- формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально – экономического развития и денежно – кредитной политики государства, а так же политики в сфере международных экономических и финансовых отношений;
- формирование государственной политики в сфере управления государственными активами в секторах экономики.
Самым многочисленным в системе Министерства финансов является аппарат местных финансовых органов, включающий областные, городские, районные финансовые управления и отделы. В процессе своей деятельности они проводят работу по оперативному управлению финансами, то есть занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием экономии ресурсов во всех звеньях народного хозяйства и социально-культурной сферы, осуществляют финансирование и контролируют финансовую деятельность хозорганов.
Финансовые органы находятся в двойном подчинении: вышестоящему финансовому органу или Министерству финансов и местной администрации (акимату).
Структура городского финансового управления города республиканского подчинения в основном включает: руководство, отдел кадров, бюджетный отдел, отдел финансирования учреждений просвещения и культуры, отдел по исполнению местного бюджета и т.д.
Основными задачами бюджетного отдела, инспекции по бюджету являются организация работы по составлению бюджета города, района по выявлению и мобилизации внутренних резервов в хозяйстве и соблюдению режима экономии и осуществление контроля за ходом выполнения бюджета города, района.
Отделы прогнозирования и экономического анализа поступлений доходов областных, городских финансовых управлений и районных финансовых отделов осуществляют прогнозирование годовых поступлений налогов и доходов в государственный бюджет и мероприятия по обеспечению поступлений этих доходов, составляют отчетность об исполнении доходной части государственного бюджета.
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями МЭБП, Министерства финансов.
5. Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной среде и направления совершенствования.
В системе финансов особое место отводится планированию, которое является подсистемой финансового механизма, а самое главное - частью экономического и социального планирования.
Финансовое планирование охватывает все сферы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в обществе, конкретных денежных фондов, как централизованных, так и децентрализованных. Финансовое планирование по содержанию весьма богато и обширно, направлено на создание реальных денежных накоплений, фондов и перераспределение их в обществе.
Цель и задачи финансового планирования направлены на определение источников формирования финансовых ресурсов, их величины, оптимальных пропорций при распределении доходов между участниками финансовых отношений, на достижение пропорциональности и сбалансированности в экономике, в разрезе отраслей, субъектов хозяйствования, в территориальном аспекте.
Финансовое планирование рассматривается как исходный элемент в системе финансов, от него зависит в дальнейшем финансовый механизм и результативность в сфере финансов. Государство при управлении экономикой опирается на финансовое планирование, и специальные финансовые органы призваны на высоком уровне обеспечивать реальность планирования доходов и расходов государства, поступление налогов и платежей, получение займов и источников погашения долга. На уровне предприятий, фирм финансовое планирование еще глубже должно отражать их интересы, удовлетворять коммерческие потребности, связанные с доходами. Особенно в рыночных условиях хозяйствования финансовое планирование отражает интересы предприятий, фирм, предпринимателей. Интересы государства для благополучия общества должны быть взаимосвязаны в проводимой финансовой политике.
В рыночных условиях ведения хозяйства финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование в связи с неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые результаты хозяйствования.
Прогноз – вероятное суждение о состоянии, какого – либо явления в будущем на основе социального научного исследования.
Прогнозирование – разработка прогноза о конкретных перспективах развития, какого – либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании – это возможное совершенствование финансовых отношений, движение фондов денежных средств.
В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно – координационную роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.
Прогнозирование в составе финансового планирования связано со стратегией, политикой государства и хозяйствующих субъектов в будущем.
История развития стран с различным социально-экономическим уровнем, строем подтверждает активную роль финансового планирования в развитии экономики. Финансовое планирование проникает в сам процесс производства, где имеются резервы (экономия материальных затрат и труда; полное использование производственных мощностей; снижение издержек; ускорение оборачиваемости фондов), а также в сферу учета, управления хозяйством, в механизм распределения доходов, поощрения результатов производства и труда.
Финансовое планирование, в конечном счете, выступает орудием управления финансовыми ресурсами и активным средством воздействия на процесс общественного производства.
Финансовое планирование опирается на следующие принципы:
- Сочетание централизованного и децентрализованного подходов при отсутствии противоречий между ними. Только централизованные финансовые ресурсы выступают источниками (первичными) экономического роста, от них зависит состояние государственных финансов.
- Единство финансового планирования с экономическим и социальным планированием подтверждает, что в финансовых планах отражаются, как базовые, экономические и социальные показатели. Финансовые планы показывают обеспеченность финансовыми ресурсами всех сторон общественной жизни, развития экономики страны.
- Непрерывность в финансовом планировании увязывает перспективное и годовое планирование, (планы), помогает устранить неточности в прогнозировании, ликвидировать разрыв между текущими и перспективными планами.
В финансовом планировании используются различные методы, которые обогащают процесс разработки планов: коэффициентный метод; балансовый метод; программно-целевой метод; экономико-математический метод; нормативный метод о которых подробно излагается в учебной литературе.
1. Метод экстраполяции (или коэффициентов). Состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.
2. Большое распространение получает нормативный метод, когда финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов.
3. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.
4. Программно – целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно – технических программ, осуществляемых на разных уровнях – народнохозяйственном, отраслевом, первичном.
5. Многовариантность расчетов, выбор наилучших решений предполагают более широкое использование экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период.
Основным документом финансового планирования выступает финансовый план.
Финансовые планы – это планы образования и использования денежных доходов и накоплений предприятий и организаций, отраслей, регионов и государства в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность народного хозяйства финансовыми ресурсами. План - это конкретное выражение финансового планирования, директивный документ, используемый в процессе управления.
Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов.
По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.
К первичным относятся финансовые планы предприятий, объединений и организаций сферы материального производства; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.
Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, платежный баланс государства.
К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.
Различные виды финансовых планов связаны между собой: так отраслевые объединяют планы подведомственных предприятий и организаций; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.
Как правило, в зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, пятилетнее и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.
В условиях рыночной экономики пятилетнее и перспективное планирование резко ограничено. Исходя из назначения, на пять лет должны разрабатываться сводный финансовый баланс, некоторые другие сводные финансовые планы, производиться расчеты по основным показателям доходов и расходов государственного бюджета.
Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период. Его составлением занимается Министерство Экономики при активном участии Министерства Финансов. В сводном финансовом балансе отражается система финансовых показателей, характеризующие финансовые ресурсы народного хозяйства. Он составляется по укрупненным показателям без конкретной привязки их к министерствам и ведомствам. С помощью данного баланса подготавливается основа для адресного финансового планирования, осуществляемого в процессе составления государственного бюджета и финансовых планов предприятий и организаций.
Для управления финансовыми ресурсами государства, отражения основных направлений бюджетной политики и ведения государственного счета разрабатывается консолидированный финансовый баланс государства, который включает в себя свод денежных средств республиканского и местных бюджетов.
Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет, где отражается централизуемая часть доходов государства. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде в целом по народному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации.
В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов.
Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:
1. доходы и поступления средств;
2. расходы и отчисления средств;
3. платежи в бюджет;
4. ассигнования из бюджета.
Характерной особенностью баланса доходов и расходов предприятия является то, что в нем отражаются конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, а промежуточные - обороты денежных средств - нет. Расчеты и фиксация оборотов денежных средств осуществляется в специальном финансовом плане - платежном календаре, который дополняет баланс доходов и расходов в части конкретизации и последовательности сроков расчетов, что обеспечивает их своевременность.
Финансовые планы сельскохозяйственных предприятий составляются так же, как балансы доходов и расходов промышленных предприятий.