Отрицательный спрос. Потребители недолюбливают товар и готовы пойти на определенные издержки, чтобы избежать его (например, лечения у стоматолога). Маркетинговая служба должна проанализировать причину негативного отношения к товару и попытаться изменить его на позитивное, используя все средства комплекса маркетинга.
Отсутствие спроса. Потребители проявляют безразличие к товару. Основная задача — увязать выгоды от использования товара с потребностями покупателей.
Скрытый спрос. Потребители не могут удовлетворить свои запросы с помощью существующих товаров. Задача маркетинга — попытаться создать такие товары.
Падающий спрос. Спрос на товар снижается. Предприятие должно выявить причины снижения и найти пути эффективного маркетингового воздействия на спрос.
Нерегулярный спрос. Колебания спроса постоянно повторяются в зависимости от времени года, дня недели и т. д. Задача маркетинга — сгладить колебания.
Полноценный спрос. Предприятие может реализовать все товары. Задача — поддерживать уровень существующего спроса.
|
|
Чрезмерный спрос. Спрос на товар превышает возможности или желания предприятия. Задача маркетинга — снизить спрос до оптимального уровня.
Нерациональный спрос. Спрос на товары, потребление которых нерационально с точки зрения здоровья потребите ля и интересов общества. Цель маркетинга — ликвидировать спрос на эти товары.
ВОПРОС 8
МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Ответ
Маркетинговая информационная система — это постоянно действующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной и точной информации, необходимой для принятия решений.
Маркетинговая информационная система включает в себя взаимосвязь людей, оборудования и методических приемов сбора, обработки и анализа маркетинговой информации.
Маркетинговая информация — это информация, необходимая для принятия решений, касающихся любого из элементов комплекса маркетинга.
Маркетинговая информационная система включает в себя системы внутренней информации, внешней информации, маркетинговых исследований и анализа информации.
Система внутренней информации — это система постоянного сбора и анализа информации внутри предприятия. У любого предприятия есть внутренняя отчетность, отражающая текущие показатели сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности и т. д. У каждого отдела предприятия своя внутренняя информация и отчетность. Информация, собранная у всех отделов и подразделений предприятия, обрабатывается, анализируется, и с учетом сделанных выводов принимаются решения.
|
|
Система внешней информации — это система постоянного сбора, систематизации и анализа информации, получаемой из вторичных источников. Система внешней информации служит для сбора и анализа изменений, происходящих во внешней среде предприятия. Источниками внешней ин формации служат статистические сборники, специализированные журналы, отчеты о маркетинговых исследованиях, проведенных другими предприятиями и т. д.
Система маркетинговых исследований — это систематическое определение данных, необходимых в связи с маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и предоставление отчета о результатах. Маркетинговые исследования могут проводиться самим предприятием (отделом маркетинга) и/или с привлечением фирм, специализирующихся на проведении маркетинговых исследований.
Система анализа информации — это система методов, процедур и технологий анализа маркетинговой информации. Система анализа информации состоит из статистического банка и банка моделей.
Статистический банк — это совокупность статистических методик обработки информации, с помощью которых выявляются взаимосвязи в подборке данных и устанавливается степень их надежности.
В статистический банк входят самые различные методы:
факторный анализ исследует взаимосвязи между переменными с целью уменьшения числа влияющих факторов до наиболее существенных;
регрессионный анализ — это статистический метод анализа данных для определения зависимости одной переменной от другой независимой переменной (простая регрессия) или от нескольких независимых переменных (многофакторная регрессия);
вариационный анализ — это проверка степени влияния
независимых переменных на зависимые.
Существует также множество других статистических методов, используемых для обработки и анализа данных.
Банк моделей — это набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных маркетинговых решений. Примерами таких моделей могут служить:
*модель методики выбора месторасположения торговых
точек;
*модель расчета цены;
*модель разработки рекламного бюджета и т. д.
Основная задача маркетинговой информационной системы — предоставление полной, достоверной и своевременной информации о состоянии или тенденциях изменения маркетинговой среды предприятия.