Вопросы и задания ко второй теме

1. Что изучает лексическая стилистика?

2. Слова какой части речи никогда не бывают стилистически нейтральными и почему?

3. Можно ли утверждать, что лексика устной речи не выходит за пределы лексики литературного языка? Ответ обоснуйте.

4. К приведенным ниже нейтральным словам подберите стилистически окрашенные синонимы. Сравните свои ответы с данными словаря синонимов.

Глаза, есть (глаг.), жена, подарить, надоесть, обмануть, убежать.

5. Укажите, в каких значениях приведенные ниже слова являются нейтральными, в каких – стилистически сниженными. Приведите примеры.

Вкатить, дуб, мариновать, надуть, фонарь, заехать, капать.

6. К приведенным ниже нейтральным словам подберите стилистические синонимы, относящиеся к лексике письменной речи. Определите тип подобранных вами слов (книжн., высок., офиц.).

Архитектор, родина, предсказывать, глаза, муж, уйти.

7. Приведите примеры слов с эмоционально-экспрессивной окраской. Какие средства выражения эмоционально-экспрессивной окраски в них использованы?

8. Какие группы слов считаются ограниченными в употреблении? Приведите примеры.

9. Перечислите случаи нарушения лексической нормы.

10. Замените подходящими по смыслу синонимами те слова, употребление которых в данном контексте неуместно.

1. Нынче воскресенье – на работу идти не надо! 2. Наша футбольная команда потерпела фиаско. 3. Ошибка сделана, и враз заработала бюрократическая система. 4. Закон должен надежно защищать права тинэйджеров. 5. Есть еще куча интересных авторов, которых не изучают в школе. 6. Погоди трошки, не спеши! 7. К вечеру должно разведриться.

11. Укажите различия в значении и употреблении слов:

а) гуманный; гуманитарный;

б) деловитый, деловой, дельный;

в) идеальный, идеалистический;

г) типовой, типичный, типический;

д) титульный, титулованный, титулярный.

Как называются такие слова? Могут ли они взаимозаменяться в речи?

12. Подберите паронимы к данным словам. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Величественный, глубинный, геройство, лакировочный, предоставить, признание.

13. Распределите обнаруженные вами в предложениях речевые ошибки на группы: а) тавтология; б) плеоназм; в) лексическая неполнота высказывания.

1. Когда выступающий выступал, его все очень внимательно слушали. 2. Рождество мы отмечали вместе с коллегами по работе. 3. Больной в критическом состоянии. Дорога каждая минута времени. 4. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить. 5. Характер главного героя, на мой взгляд, характерен для людей его поколения. 6. Издавна Одесса была портом, куда прибывали и отбывали суда разных иностранных государств.

14. Исправьте речевые ошибки:

1. Наши товары идут на импорт. 2. Археологи обнаружили остатки царской семьи. 3. Большое влияние на молодых имеет телевидение. 4. Он изо всех сил старался произвести на девушку внимание. 5. За неимением крупы мы решили на ужин сварить макароны. 6. Какие только чудеса не вытворяет современная наука!

15. Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему оно лишнее.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах предвечного слова

Источник покоя и сил!

(И. Никитин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: