· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
· В чем видит Руссо социальную функцию науки, литературы и искусства?
· Как Руссо определяет добродетель?
· В чем Руссо усматривает преимущества «естественного состояния»?
· Как характеризует Руссо современное ему состояние нравов?
· История каких стран, по мнению Руссо, свидетельствует о том, что развитие наук и искусств не способствует усовершенствованию нравов?
· Какие народы, на взгляд Руссо, являют собой пример простоты и естественности нравов?
· Каким образом Руссо связывает происхождение наук и искусств с человеческими пороками?
· Какого рода зло, по мысли Руссо, могут нести с собой литература и искусство?
· К каким последствиям, по мнению Руссо, приводит развитие наук, искусств и благ цивилизации в целом?
· Как Руссо оценивает современное ему искусство?
· Что Руссо считает важнейшими благами, к которым человечество должно стремиться вернуться?
· При каких условиях знания и мудрость могут способствовать счастью народов?
|
|
· Как считает Руссо, является ли человек по своей природе добрым или злым?
· Каким образом, по мысли Руссо, постигается добродетель?
· Какие представления Руссо дают основания отнести его к традиции Просвещения? В чем он расходится с данной традицией?
· Сопоставьте взгляды Гоббса и Руссо на «естественное состояние». То, что Гоббс и Руссо именуют «естественным состоянием», - это состояние до грехопадения или после него? Чьи представления Вам ближе?
· Можно ли обнаружить точки соприкосновения между рассуждениями Руссо и моралистикой Ф. де Ларошфуко и Ж. Лабрюйера?
· Насколько, на Ваш взгляд, Руссо объективен в своих суждениях и оценках? Можно ли признать какие-либо из его идей актуальными для современной культуры?