Святой - 1. совершенный, чистый, божественный;
2. праведный, непорочный (безгрешный), угодный Богу;
3. проведший жизнь в служении Богу или пострадавший за Него, признанный покровителем верующих;
4. высоконравственный, безупречный в жизни и поведении;
5. глубоко чтимый, дорогой;
6. обладающий божественной благодатью.
Отрок – мальчик-подросток.
Инок – православный монах, от «иной» - принадлежащий иному миру, не похожий на других.
Икона – образ, изображение Бога, Богородицы, святых и ангелов, сюжетов Священного Писания.
Деяние – дело, действие, поступок.
Чудотворение – сотворение чуда.
Мощи – нетленные останки святого.
Обретение мощей – открытие, обнаружение останков святого и повторное почётное их захоронение и положение в раку.
Фаворский свет – таинственный божественный свет, исходящий от Христа, ангелов и святых.
Рака – гробница с мощами святого, почётное пребывание святых мощей.
Паломничество – путешествие по святым местам с целью поклонения и молитвы.
Канон – 1. церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника;
|
|
- 2. правило, непреложное (неизменяемое) положение какого-нибудь направления, учения;
- 3. церковное установление, правило.
«Житие Стефана Пермского”» (2 часа).
Это житие, думается, должно занять свое достойное место в национально-региональном компоненте в образовательных программах по литературе и в планах воспитательной работы во всех типах образовательных организаций.
Очевидна связь этого урока с предыдущим. В качестве повторения и закрепления понятий «святой» и «святость» в начале урока возможна работа с высказываниями. Предлагается в группах прочитать одно из предложенных изречений и ответить на вопрос: «Что узнали о святом и святости из него?».
Пред нами два типа святых подвижников: тихий, самоуглубленный Сергий и пламенный миссионер Стефан. Они современники, друзья, единомышленники, великие государственные деятели. Оба принадлежат двум народам: русскому и коми-зырянскому. Не жалея себя и своей жизни во имя спасения темного непросвещенного северного народа, преодолевая бесчисленные трудности и минуя опасности, с миром, как это трижды повторяет в житии автор Е.Премудрый, идет Стефан по Северной Двине и Вычегде, убеждает, крестит, учит грамоте по собственной, им изобретенной, азбуке.
Благодаря деятельности игумена Земли Русской, как называют святого Сергия, его молитвенной защите, положено начало объединению Руси, освобождению от ордынской зависимости. Благодаря миссионерской деятельности равноапостольного Стефана, впервые в истории России зырянский народ добровольно вошёл в состав Русского государства, тем самым было положено начало созданию многонациональной общности под названием Россия. Есть предание о том, что Св. Сергий благословляет в ополчении великого князя Дмитрия Донского целый полк добровольцев-зырян на подвиг во имя свободы Отечества. Оба духовных брата и величайших государственных деятеля были глубоко уважаемы великим князем Московским и его потомками.
|
|
Урок “Радуйся Стефане, учителю премудрый” представляет собой семинарское занятие - работа с текстом. Семинар проводится в форме групповой работы по тексту и вопросам, предложенным в качестве домашней работы.
К данному уроку предлагается четыре эпиграфа и задание: в ходе урока продумать, к какому разделу изучаемого материала соответствует каждый из них.
Воссия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская, идолибо, Спасе наш не терпящеТвоея крепости подоша.
Акафист Иисусу сладчайшему, Икос 6.
Пермская земля хвалит и чтит апостола, как учителя, как пастыря..., ибо благодаря тебе, мы от тьмы избавились, благодаря тебе свет познали. Е.Премудрый
Яко плугом взорил ты землю Пермскую, яко семенем учением
книжным засеял ты бразды сердечные. Е.Премудрый
Благословление твое да будет с нами, и нисходит на нас вечно Е.Премудрый.
В словарь урока включены новые слова из лексического набора духовной литературы: идол, кумир, истукан, демон, бес, кумирня, прокудливая, равноапостольный, преподобный, святитель, епископ, нарочный, плач.
Задачей учителя на данном уроке является правильная организация поисковой работы учащихся в группах, оказание им при необходимости консультационной помощи в работе над содержанием. Наиболее трудные разделы учащиеся рассматривают с помощью учителя, приходят к выводу, который можно оформить в виде таблицы.
Наличие у учителя хорошего перевода с древнерусского языка[6] дает возможность поработать над особенностями стиля писателя, увидеть элементы «плетения слова», как сам автор обозначил свою художественную манеру.[7]
В конце урока предлагаем следующее задание: ребята находят в заключительной части текста жития «Плач Пермской земли» существительные, которыми называется святитель, и глаголы, которыми определяется его деятельность. «Нет слов, чтобы назвать тебя, определить твое величие, св. Стефан! Нет слов, чтобы определить твои деяния!».
I. Организация повторения. Обращение к вступительной части жития святого Стефана.
- Напоминает ли нам оно начало жития святого Сергия Радонежского?