Влияние церкви на музыку в Средние века трудно переоценить. Рукописи обычно переписывались духовными лицами, и поэтому немногочисленная светская музыка сохранялась отдельно от песен на латыни, которых тоже было крайне мало.
Первой важной светской музыкой на местном языке были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная со своего возникновения в XI веке, песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции, где труверы создали большой музыкальный репертуар. Их монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте.
В XIV столетии светская музыка стала полностью полифонической. Священная музыка записывается в двух или четырех голосах с IX века. Ведущими композиторами были Леонин и Перотин. В XIV веке, часто называемом периодом Арс Нуова, в противоположность XIII веку Арс Антиква, полифония расцветает в национальной песне. Самым большим достижением Арс Нуова был переход от первоначального троичного ритма к современному многообразию размеров, преимущественно 3/4, 6/8, 2/4, 9/8. В Италии XIV век начался культивированием двухголосного мадригала. Широко использовались инструменты струнные, портативные органы, малые арфы, шомы (прототип гобоя).
Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в Вербное Воскресенье. Антифонные, или вопросно-ответные, песнопения Мессы и канонические хоралы представляют собою диалоги. В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес.
В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали. Это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами, и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» ("Everyman"), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.