Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия
При определении грамотности читателя художественных произведений критерием первого уровня опосредствования выступает умение реконструировать содержание фактографического характера, явно или косвенно отображенное в тексте, а также явно выраженные отношения и оценки.
Тестовые задания (или вопросы), которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале эпических текстов. Открытый перечень видов таких заданий включает:
· задания на поиск фрагментов текста, позволяющих идентифицировать: отдельные события или последовательность событий, отображенных в тексте, явно высказанное отношение автора к событиям и персонажам, действия персонажей и обстоятельства этих действий, непосредственно проявленные отношения между персонажами, обозначенные мотивы и т.п.
· вопросы, предполагающие воссоздание опущенных деталей в описании событий, обстановки, внешности или действий героев
|
|
· задания на установление очевидных логических связей между отдельными высказываниями автора
· задание на объяснение смысла идеом, фразеологизмов, общеязыковых метафор, использованных в тексте произведения.
· …
Ниже приведены несколько примерных заданий и вопросов, которые применимы ко многим текстам.
§ Найди в тексте слова, которые описывают место действия
§ Пронумеруй предложения в том порядке, в каком происходили события. № 1 уже поставлен (дается несколько фрагментов текста в перепутанном порядке)
§ Какое чувство испытывал герой в тот момент, когда…? Найди в тексте слова, которые об этом говорят.
§ Найди слова, которые говорят о том, что помешало персонажу… (что-то сделать)
§ Что означают слова: «…» (приводится идеоматическое выражение или общеязыковая метафора, использованные автором)
§ …
Второй уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия.
Общим критерием этого уровня грамотности чтения выступает умение извлекать из текста смысловую сторону его содержания. В литературных текстах такое извлечение смыслов наиболее чётко проявляется при интерпретации художественных средств выразительности, начиная от композиционных особенностей произведения и кончая художественными деталями.
Тестовые задания (или вопросы), которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале как эпических, так и лирических текстов. Перечень видов таких заданий включает:
· вопросы о роли, которую играют в авторском замысле композиция произведения, те или иные акцентировки, художественные детали и другие использованные автором литературные приемы и средства выразительности
|
|
· характеристика персонажей; ценностно-смысловая интерпретация их внешних и внутренних проявлений
· задание на выявление расхождений между внешним поведением и внутренними переживаниями героя
· задания на выявление тех или иных подтекстов
· определение основной мысли (послания)
· вопрос о ведущем эмоциональном тоне повествования
· вопрос об отношении автора к герою и событиям
· задание на выделение в лирическом описании факта, события или объекта, вызвавшего эмоциональный отклик лирического героя
· …
Ниже приведены несколько примерных заданий и вопросов.
- Зачем (для чего, с какой целью) так подробно в произведении описывается … (роль детали в описании)
- Как ты понимаешь выражение «…»? (авторская метафора, метонимия, оксюморон и т.д.) Зачем автор использует его в тексте?
- Какое из явлений окружающего мира особо выделено в этом произведении?
- Определи эмоциональный тон (настроение) повествования
- Определи ведущие черты характера героя
- Как герой относится к (тому или иному событию, герою, явлению)?
- Зачем автор ввел в повествование того или иного второстепенного героя?
- Каково отношение автора к герою?
Третий уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия
Третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию содержания текста на основании его целостного восприятия и понимания. В этих заданиях тестируемый ставится в квази-авторскую или редакторскую позицию, предполагающую активное преобразование текстового материала под углом какой-то задачи (разумеется, задачи элементарного свойства).
Тестовые задания, которые могут использоваться как индикаторы достижения данного уровня, составляются на материале эпических и лирических текстов. В наших разработках мы использовали следующие виды заданий:
§ задания на реконструкцию «рассыпанного» текста в рамках заданного смысла
§ изменение текста по смыслу (исключение фрагментов, не подходящих по смыслу)
§ изменение текста по эмоциональному тону (исключение фрагментов, не подходящих по эмоциональному тону)