Тема. Шигеллы. Shigella. Морфология, биология, культуральные, ферментативные и антигенные свойства шигелл. Бактериологический диагноз дизентерии
Цель занятия. Изучить морфологические, культуральные и ферментативные свойства шигелл, ознакомиться с принципами современной классификации шигелл, эпидемиологией и патогенезом дизентерии, изучить бактериологический диагноз дизентерий, препараты для специфической терапии и профилактики
Методические указания к практической работе
Продолжительность занятия: 3 академических часа (135 минут)
Место проведения занятия: учебная аудитория
Материально-техническое оснащение – таблицы, стенды, микроскопы, микропрепараты, вакцины
Хронометраж практического занятия:
1. Вводное слово преподавателя – 5 мин
2. Проверка исходного уровня знаний (тест-контроль) – 15 мин
3. Разбор теоретических вопросов по теме – 80 мин
a. Морфологическая и культуральная характеристика шигелл
b. Антигенная структур шигелл
c. Классификация шигелл
|
|
d. Эпидемиология дизентерии
e. Патогенез дизентерии
f. Микробиологический диагноз дизентерии
g. Специфическая профилактика и терапия дизентерии
4. Практическая работа – 35 мин
Практическая работа
1. Изучение мазков из чистой культуры шигелл, окрашенных по Граму (зарисовать)
В мазке, окрашенном но Граму, видны небольшие с закругленными концами грамотрицательные палочки, расположенные беспорядочно.
2. Изучение роста дизентерийных и кишечных палочек на среде Плоскирева (зарисовать)
Среда Плоскирева – дифференциально-диагностическая среда, используемая для первичного посева материала от больных дизентерией. В состав среды входят: питательная основа, лактоза, различные соли, соли желчных кислот, бриллиантовая зелень и индикатор нейтральный красный. Присутствие бриллиантового зеленого ингибирует рост кишечных палочек, поэтому колоний их на среде вырастает немного, а если они вырастут, то на среде образуются колонии красного цвета (кишечные папочки ферментируют лактозу). Шигеллы образуют прозрачные бесцветные колонии, т.к. не разлагают лактозу. Рост посторонней микрофлоры подавляется присутствующими в среде солями желчных кислот и бриллиантовым зеленым.
3. Изучение пестрых рядов с посевом шигелл по таблице ( записать в тетрадь табл.4)
Таблица 4