Для проведения маркетинговых исследований необходимо не только организовать сбор информации, но и правильно выбрать источники информации.
Маркетинговая информация возникает у носителя информации, в связи с этим необходимо различать два понятия: носители информации - юридические и физические лица, которые обладают или имеют доступ к информации, которая необходима для исследования; источник информации - это концентрированный и специализированный канал информации, предназначенный для использования в ходе исследований.
Существуют два канала получения информации от ее носителя: первый когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через разные источники); второй, когда статистически оценивается сведения и действия массы носителей. Самостоятельной формой движения информации следует считать коммуникативные каналы, когда предприятие-контрагент в ходе коммерческих переговоров сообщает информацию о себе как условие совершения сделки. Характеристика источников маркетинговой информации показана в таблице//////////////:
|
|
Условно всю маркетинговую информацию можно разделить на две группы первичные и вторичные источники. Первичные источники дают возможность получить информацию, которую никто не имеет. Вторичные источники — это те, которые где-либо уже опубликованы. К ним относят внешние по отношению к фирме и внутренние имеющиеся в непосредственном пользовании работниками фирмы.
Таблица://
Источники маркетинговой информации
Источник информации | Содержание информации | Метод получения информации |
Публикации в официальных, научных, публицистических, рекламных изданиях, СМИ, Интернет | Статистическая, коньюк-турная, рекламная информация, научные исследования, учебники | Библиотеки, посредством СМИ, рассылка подписчикам |
Информация приобретаемая на коммерческой основе (у органов статистики, консалтинговых и др. фирм) | Статистическая информация, методики, факты, модели, рекомендации | Покупка у владельцев информации |
Бюро вырезок по тематике заказчика | Контент-анализ, группировка источников по какому- либо признаку | Заказ на подбор определенной информации из различных публикаций |
Внутрифирменная бухгалтерская и статистическая отчетность | Экономическая и финансовая характеристика потенциала фирмы | Поступает по распоряжению руководства фирмы |
Обмен информацией между участниками процесса товародвижения | Производитель информирует о товаре, продавец о рынке | Обмен информацией в соответствии с договором |
Специальные обследования, мониторинги, опросы | Разовые и систематические оценки рыночной ситуации | Исследования проводят по указанию руководства фирмы |
Панели потребителей и специалистов | Характеристика и анализ доходов, расходов потребителей, факторов влияющих на спрос | Постоянная выборочная совокупность |
Сеть торговых корреспондентов | Неформальная оценка состояния рынка | Организуется по решению руководства фирмы |
Экспертные оценки | Оценки, выводы, прогнозы | Работа экспертной группы |
Эксперимент | Проводят с целью выяснения взаимосвязей в различных рыночных ситуациях | Служба маркетинга |
|
|