О нарушениях жилищных прав граждан управляющими организациями

На протяжении последних нескольких лет Уполномоченному ре- гулярно поступают жалобы граждан на ненадлежащее выполнение обязанностей по управлению МКД управляющими компаниями и ТСЖ. Следует отметить, что нововведения в рамках проводимой реформы ЖКХ обернулись для жителей области многочисленными нарушениями, фактами хищений и злоупотреблениями со стороны управляющих организаций, появились новые возможности и условия для коррупции.

В ходе работы с обращениями граждан наиболее часто встре- чающиеся нарушения со стороны управляющих организаций, исходя из сути нарушений, были систематизированы Уполномоченным и объединены по следующим тематикам.

1. Проведение общих собраний и участие в принятии решений собственниками помещений МКД. В результате проверок было выявлено:

– МКД обслуживаются компаниями незаконно, общие собрания собственников жилья не проводятся, а подписи в бюллетенях заочного голосования сфальсифицированы;

– исполнитель (УК, ТСЖ) выступал инициатором проведения об- щих собраний с участием собственников МКД, что противоречит ст. 45 Жилищного кодекса РФ;

– использование управляющими организациями недостоверной информации об общей площади МКД и площадей отдельных помещений. Встречались ситуации, когда общая площадь помещений МКД занижается путём невключения в неё части площадей, что повышало процент участия в общем собрании и процент проголосовавших за то или иное решение; возникали ситуации, когда, наоборот, при начислении платы за ЖКУ данные о площади МКД искусственно завышались;

– вынесение на повестку дня собрания собственников МКД одно- го перечня вопросов, принятие решений по другим вопросам, обо- значенным впоследствии в протоколе голосования; вынесение на повестку дня и принятие решений по вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания.

2. Начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги:

– нарушение порядка начисления платы за ЖКУ (за содержание и ремонт жилья, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газ, электроэнергию, в том числе в части периодических перерасчётов);

– неосуществление перерасчёта платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии;

– нарушение порядка начисления пеней за неоплату коммуналь- ных услуг.

3. Неисполнение управляющими организациями законов, нор- мативно-правовых актов в сфере ЖКХ: Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Стандарта раскрытия информации.

Обратившиеся к Уполномоченному жильцы дома № 2 по ул. Бажова в Нижней Туре просили о содействии в решении проблемы ненадлежащего содержания МКД ООО «УК Энергетик».

Как выяснилось в ходе инициированной Уполномоченным со- вместной проверки специалистами отдела контроля Управления Гос- жилинспекции Свердловской области по Северному управленческому округу и сотрудниками Нижнетуринской городской прокуратуры, ООО «УК Энергетик» в нарушение требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда осуществляло управление вышеуказанным МКД. Нарушение требований жилищного законодательства свидетельствовало о ненадлежащем выполнении должностными лицами ООО «УК Энергетик» своих обязанностей, о наличии признаков дисциплинарных проступков, повлекших нарушение прав жителей указанного дома. По результатам проверки и.о. прокурора г. Нижней Туры в адрес директора ООО «УК Энергетик» В.А. Ткачева внесено представление об устранении нарушений закона. Кроме того, в отношении директора общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.

К Уполномоченному обратилась жительница Красноуральска Ф. (обращение № 14–13/282), сообщившая о ненадлежащем состоянии МКД. «Дом был построен в 40-х годах, за это время не было ни одного капитального ремонта… Дом негазифицированный, с улицы шлакоблоки разваливаются, опалубка от дома вся отстала, трещины пошли по стене… Чуть на улице потеплеет, отопление снижают, а в квартирах холодно, температура не превышает 15 градусов тепла. А платим по полной, перерасчёта по отоплению не делают…».

По итогам инициированных Уполномоченным проверок были выявлены нарушения правил содержания общего имущества многоквартирного дома. ТСЖ «Пригородный» выдано предписание совместно с собственниками принять решение по ремонту указанного МКД.

Вопиющим стало обращение жителей п. Бубчиково Алапаевского района (обращение № 13–13/2766), которые сообщили Уполномоченному, что «…в сентябре 2013 года ГУП СО «Облкоммунэнерго» повысило тарифы на отопление на 100% необоснованно… Ответы из РЭК Свердловской области и Госжилинспекции нам непонятны…». Уполномоченный инициировала совместную проверку по обращению жителей при участии сотрудников Алапаевской городской прокуратуры, специалистов Управления Госжилинспекции и Региональной энергетической комиссии Свердловской области. Объяснения по сложившейся ситуации были получены и от Администрации Алапаевского ГО. В ходе проверки было установлено, что рост совокупной платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих на территории МО Алапаевское, для которых поставщиком тепловой энергии является ГУП СО «Облкоммунэнерго», превысил установленный постановлением РЭК Свердловской области предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги и составил более 200%. В связи с нарушением прав граждан, выразившимся в росте платы за коммунальные услуги свыше предельного индекса, в адрес главы Администрации МО Алапаевское Алапаевским городским прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений.

К сожалению, некоторые управляющие организации не только не выполняют установленные законодательством обязанности по надлежащему управлению жилфондом, но и игнорируют письменные обращения от жителей, не считая нужным в установленной форме и срок отвечать на них. Так, житель п. Буланаш Артёмовского района Г. (обращение № 14–13/551) сообщил Уполномоченному о непредоставлении ему запрашиваемой информации ООО «Жилищно-эксплуатационное управление».

На обращение Уполномоченного к директору ООО «ЖЭУ» Д.Ю. Шпехту ответ был получен не по существу поставленных вопросов, с нарушением срока его предоставления. По результатам прокурорской проверки, инициированной Уполномоченным, стало известно о нарушении должностными лицами ООО «ЖЭУ» требований ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», подп. «а» п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) и подп. 2 п. 4 ст. 11 Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области».

Артёмовской городской прокуратурой в адрес директора ООО «ЖЭУ» Д.Ю. Шпехта внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого Г. под роспись передана ранее запрошенная информация. В связи с несвоевременным предоставлением заявителю запрашиваемой информации Артёмовской городской прокуратурой в отношении юридического лица – ООО «ЖЭУ» – возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ: нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: