Принцип обучения навысоком уровне трудностей, провозглашенный как обязательное требование, чтобы развивались духовные силы ученика начальной школы, адекватен постоянному движению вперед. Мышление ребенка обогащается новыми впечатлениями, разностороннее содержание учебного материала включается в широкую систему. Речь идет не о спешке, мешающей прорабатывать материал как следует. Иногда учитель стремится как можно больше решать задач и выполнять упражнений, что нацелено на повторение и перенос одних и тех же действий в новые условия. Быстрый темп дает возможность мобилизовать внутренние ресурсы, раскрыть разные стороны усваиваемых знаний, углубляя и объединяя их.
Осознанность школьниками процесса своего учения.
Она связана с рефлексией, помогающей ученику лучше понять имеющиеся у него трудности. Л. В. Занков считал, что это близко традиционному принципу сознательного усвоения знаний, но в то же время отмечал и существенное отличие.
Ученик должен уяснить процесс протекания учебной деятельности: основания определенного расположения материала, возможные ошибки при усвоении задач. Учитель объясняет, как их предупредить. Процесс овладения знаниями и навыками становится объектом осознания необходимых операций, их последовательности и самоконтроля.
|
|
Дать простор индивидуальности».
— этот принцип требует учета индивидуальных особенностей детей. Работа учителя ориентирована на конкретного ученика и должна быть дифференцированной. Нельзя допускать разделения учащихся по способностям. Необходимо развивать индивидуальность каждого в соответствии с его возможностями.
Реализация этих принципов привела к существенным изменениям в общем развитии младших школьников, что, в свою очередь, обеспечило положительные сдвиги в интеллектуальном развитии учащихся среднего звена.