Таможенный контроль

1. Сущность и содержание таможенного дела

Таможенное дело (ст. 2) представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент РБ.

Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет РБ, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории РБ.

Исходя из содержания Таможенного кодекса структура таможенного дела выглядит следующим образом:

- таможенная политика;

- информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

- таможенная статистика;

- страна происхождения товаров. Товарная номенклатура и внешнеэкономическая деятельность;

- обжалование решений таможенных органов, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

- перемещение товаров через таможенную границу;

- таможенное оформление;

- таможенные процедуры;

- таможенные процедуры;

- перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц;

- таможенные платежи;

- таможенный контроль;

- таможенные органы и обеспечение их деятельности. Пункты таможенного оформления, склады временного хранения и таможенные склады.

Приведенная система отражает лишь современную структуру таможенного дела в Республике Беларусь, поскольку таможенное дело не является неизменным. Данная структура направлена на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.

Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу:

- таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы РБ.

Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и т.п.

Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов потребителей РБ ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Таможенное дело является монополией государства. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление.

2. Понятие и принципы таможенной политики

Под таможенной политикой имеется в виду органичная составная часть внутренней и внешней политики РБ (ст. 1 ТК).

По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта).

Основные средства осуществления таможенной политики: установление таможенного процедураа перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов.

Целями таможенной политики РБ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики РБ, а также иные цели, определяемые Президентом РБ, Парламентом РБ и Правительством РБ.

Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Реализация целей таможенной политики поручена таможенным органам с постановкой им соответствующих задач и наделением их функциями, обеспечивающими организацию правового регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

Основное направление развития таможенной службы в настоящее время -повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг.

Соответствие таможенной службы состоянию экономики государства требует нового подхода к качеству таможенной службы, которое обеспечивается за счет применения соответствующих инструментов:

- упрощение и автоматизации таможенных процедур (предварительное декларирование; оформление временных грузовых таможенных деклараций; "зеленые" и "красные" коридоры для физических лиц; подача грузовых таможенных деклараций в электронном виде);

- повышение степени соблюдения таможенного законодательства и эффективности борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела;

- создание приграничной инфраструктуры, обеспечивающей условия для пропуска потоков грузов и пассажиров на уровне общеевропейских требований.

3. Перемещение через таможенную границу РБ товаров и транспортных средств. Таможенные процедуры

Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из РБ товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из РБ товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами РБ. Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из РБ отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены с целью обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния РБ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РБ на основании актов законодательства РБ и международных договоров РБ. Указанные товары и транспортные средства подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории РБ либо возврату на территорию РБ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством РБ и международными договорами РБ. Нормативные правовые акты РБ, устанавливающие ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат обязательному опубликованию. Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РБ. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток. На ввоз на территорию РБ и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения в интересах экономической политики, выполнения международных обязательств РБ, защиты экономической основы суверенитета РБ, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы белорусских лиц акции иностранных государств и их союзов и по иным достаточно важным основаниям в соответствии с законодательством РБ и международными договорами РБ. При установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами РБ только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РБ и международными договорами РБ. Нормативные правовые акты РБ, устанавливающие ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат обязательному опубликованию. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РБ не возмещаются. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ производится в соответствии с таможенными процедураами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

4 Сущность и порядок таможенного оформления

Таможенное оформление - совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный процедура или под тамо­женную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разре­шения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории;

От имени таможенных органов таможенное оформление производят должност­ные лица таможенных органов, уполномоченные на производство таможенного оформления в соответствии со своими должностными обязанностями.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливают­ся в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, и категорий лиц, перемещающих товары.

Для целей таможенного оформления товары должны быть предъявлены тамо­женному органу путем их размещения в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом, которым будет производиться таможенное оформление.

Таможенное оформление начинается с момента принятия таможенным органом документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенный процедура или под таможенную процедуру, завершения таможенной процедуры, если та­кая таможенная процедура действует в течение определенного срока, либо для полу­чения разрешения на убытие товаров с таможенной территории.

Таможенное оформление завершается:

1. при помещении товаров под таможенный процедура — выдачей таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный процедура ли­бо отказом в выдаче такого свидетельства;

2. при помещении товаров под таможенную процедуру — выдачей таможен­ным органом разрешения на использование товаров в соответствии с таможенной процедурой либо отказом в выдаче такого разрешения;

3. при завершении таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, — выдачей таможенным органом тамо­женного документа, свидетельствующего о завершении таможенной процедуры, либо отказом в выдаче такого таможенного документа, либо оформлением завершения та­моженной процедуры в ином порядке в соответствии с настоящим Кодексом;

4. при убытии товаров с таможенной территории — выдачей таможенным ор­ганом разрешения на убытие товаров с таможенной территории либо отказом в выда­че такого разрешения.

Производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления.

При производстве таможенного оформления лица, определенные Таможенным кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необ­ходимые для таможенного оформления.

Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформ­ления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и представление которых предусмотрено в соответствии с Кодексом,

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходи­мы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным процедурам, с учетом категорий лиц, перемещающих товары, ви­дов товаров, целей использования товаров, требований таможенных процедур и тамо­женных процедур или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу, устанавливаются Правительством РБ. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможен­ного оформления, устанавливаются Государственным таможенным комитетом РБ.

Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо их копий, заверенных нотариально или органом, выдавшим такие документы, либо заверенных декларантом или лицом, их представившим или получившим, если иное не установлено законодательством. При представлении копий указанных документов, заверенных декларантом либо лицом, их представившим или получившим, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие ко­пий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов воз­вращаются лицу, их представившему.

Таможенные органы принимают документы, необходимые для таможенного оформления, составленные на белорусском, русском и (или) иностранном языках. В случаях, установленных Государственным таможенным комитетом РБ, документы, составленные на иностранном языке, представляются таможенным органам с письменным переводом их на белорусский или русский язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: