Искомая – группа лиц, чей интерес мы хотели бы привлечь. | Благоприятная – чей интерес полезен для предприятия | Нежелательная – чей интерес не желателен |
6) государственные органы – органы законодательной и исполнительной власти
Сегментирование
Сегментирование – это деление рынка на однородные группы покупателей по определенным признакам на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении.
Сегмент – совокупность (группа) потребителей, сходных по определенным признакам и одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Для каждого сегмента может потребоваться разработка отдельного товара и всего комплекса маркетинга.
Хоскинг выделил 3 уровня эффективной сегментации:
1) измеримость, т.е. возможность измерить отличительные черты и границы выделяемой группы потребителей.
2) доступность – возможность использовать собственные каналы товародвижения и применяемые методы товародвижения.
3) выгодность – т.е. достаточно большой размер сегмента (или его рыночная емкость) или наличие тенденций к росту.
Сегментирование предполагает:
1) выбор критериев (признаков) сегментирования;
2) описание полученных сегментов;
3) оценка привлекательности сегмента и выбор целевых сегментов.
Выбор критериев сегментирования – параметр, по которому происходит деление рынка.
Критерии сегментирования
индивидуальные | корпоративные |
В качестве индивидуальных критериев выделяют:
Ø географические: континенты, страны, регионы и округа, населенные пункты, климатические зоны, районы в населенном пункте.
Ø демографические: пол, возраст, этап жизненного цикла семьи, национальность.
Ø социально-экономические. При сегментировании по данному признаку учитывается уровень доходов, род занятий, образование.
Ø психографические: образ жизни (традиционалист или нетрадиционалист).
Потребителей на основе поведенческой особенности делят на:
Ø искомые выгоды. Потребитель ищет качество, гарантии, дизайн.
Ø статус покупателя (не покупает, бывший покупатель, потенциальный покупатель, новый покупатель, редкий покупатель).
Ø повод для совершения покупки (обыденная покупка, особый случай).
Ø степень приверженности к марке (покупает товар определенной марки, привержен к нескольким маркам, при выборе товаров уделяет мало внимания марке).