Анализ литературы

В данной части работы названной «Современное состояние преподавания физической культуры в школе» даётся анализ существующих программ, методических пособий для учителей, учебных пособий для учащихся. Авторами концепций и программ отмечается, что реализация целей физического воспитания опирается на основные принципы общей концепции непрерывного образования: гуманизацию, демократизацию, дифференциацию и индивидуализацию, деятельностный подход, нацеливающий личность на активное выполнение индивидуальных и коллективных программ физической культуры и спортивной деятельности, развивающий познавательные и творческие возможности, способствующий включённости в процесс физического самообразования и самосовершенствования (В.К. Бальсевич, 2002; Л.И. Лубышева, 1996; А.П. Матвеев, 1999; А.П. Матвеев, М.В. Малыхина, 2002; В.И. Лях, А.А. Зданович, 2004). В числе задач разработчики выдвигают приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, воспитание потребности и умениясамостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья (В.И. Лях, А.А. Зданович, 2004). В этой же главе проанализированы проблемы теории деятельности, и учебной деятельности в частности. Отмечается, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников (однако массовая школа учебный процесс выстраивает на основе действий репродуктивного характера).

Деятельность определяется как целенаправленная активность, дающая личностно- или общественно значимый результат (А.Н. Леонтьев, 1981).

Для того чтобы функционально осмыслить категорию деятельности, представляется её компонентная структура.

Структура деятельности включает в себя шесть компонентов:

1. Цель 2. Мотив 3. Действие

4. Средство 5. Результат 6. Оценка

Если отсутствует хотя бы один из указанных компонентов, это явление нельзя назвать деятельностью (Леонтьев, 1981; Г.К. Селевко, 1998).

К.Д. Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Действие – это один из компонентов деятельности. В массовой школьной практике мы чаще всего наблюдаем, что обучающимся предписано выполнение действий по заданному образцу вне связи с другими компонентами деятельности. В этом случае представители деятельностного подхода определяют действие как проявление импульсивной энергии.

Учитель на уроке сам ставит цель, организует действия детей, при этом цель и мотивы часто остаются неосознанными школьниками, все обучаемые в общий процесс не включаются.

В этом случае можно говорить лишь о том, что организовано действие репродуктивного характера, а не деятельность школьников. Естественно, что мы можем надеяться только на педагогический результат, связанный с формированием навыка, а не с процессом развития.

Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах.

На основе анализа литературы в делается вывод, что в существующих программах по физической культуре не предусмотрено формирование качеств, умений, свойственных субъекту деятельности.

Далее (это может быть вторая глава работы) описывается организация и характеризуются методы исследования.

Исследование проходило в три этапа. На первом этапе была проанализирована литература по проблеме исследования, на основании которой была проанализирована методика по формированию самооценки двигательного действия (ноябрь 2004 г). Проверка выдвинутой гипотезы и оценка эффективности разработанной методики осуществлялась на втором этапе исследования в педагогическом эксперименте (декабрь 2004 г). На третьем этапе результаты были статистически обработаны и проанализированы. Результаты анализа представлены в отчёте (формой отчёта может служить научная статья).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: