Проведение опроса состоит из трех этапов: подготовка опроса, его проведение и определение последующих действий [9, 10].
Подготовка
При подготовке опроса должны быть разработаны вопросы, выбраны опрашиваемые пользователи и спланированы контакты.
При подготовке вопросов нужно использовать документы, которые имеются в наличии. Это может быть запрос на разработку системы, описание концепции, план управления программным проектом, документы, описывающие конкурирующий продукт и т.п. Необходимо сформулировать несколько вопросов, позволяющих выяснить те требования, которые действительно необходимы, а не те, которые желательны.
Обычно имеется несколько заинтересованных в разработке лиц (групп лиц), ценность системы для которых, определяется различными ее характеристиками, например:
· повышение производительности;
· повышение надежности;
· снижение себестоимости;
· легкость и простота использования и т.д.
Учитывая этот факт, выбор опрашиваемых пользователей превращается в достаточно сложную задачу. При подготовке опроса рекомендуется перечислить все группы заинтересованных лиц и определить их приоритеты.
|
|
Для определения групп заинтересованных лиц нужно понимать, что их можно классифицировать по различным признакам, например:
· по правам доступа к системе, например администратор и обычный пользователь;
· по частоте использования системы;
· по опыту в предметной области;
· по опыту работы с компьютерными системами и т.д.
Можно выбрать одно или, возможно, два основных заинтересованных лица, опросить их, а затем уже собрать комментарии остальных основных заинтересованных лиц.
При планировании контактов желательно иметь сведения о том человеке, с которым будет происходить встреча: его взгляд на проект, его личный вклад как заказчика, или организатора проекта и т.д. Время начала и конца опроса должно быть определено, согласовано и зафиксировано. Если первый контакт происходит по телефону или электронной почте нужно:
· объяснить цель встречи, каким образом данный человек попал в перечень участников опроса;
· подчеркнуть, что он является тем человеком, который может дать правильные ответы на вопросы;
· указать продолжительность интервью;
· согласовать способ записи опроса и т.д.