Тема: «Химия металлов»
Технологическая карта комплекса
Цели: Образовательные: сформировать представления о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах. Познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в ПСХЭ и строения атомов.
Дать понятия о металлической связи и металлической кристаллической решетки, некоторые способы получения металлов. Обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов. Рассмотреть деление металлов на группы, изучить особенности свойств элементов первых трёх главных подгрупп (щелочных, щёлочноземельных и алюминий), а так же металлических d – элементов побочных подгрупп (на примере железа, марганца и хрома).
Развивающие: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.
Воспитательные: создание условий для осознания необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Межпредметные связи. Биология. Тема: «Неорганические вещества в клетке».
Химия в медицине. Тема: «Влияние тяжелых металлов на здоровье»
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.
Обеспечение занятия.
Наглядные пособия: таблица «Периодическая таблица», «Вытеснительный ряд металлов», образцы металлов, модели кристаллических решёток
Раздаточный материал: дидактические карточки, тестовые задания.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапрезентации, видеоролики.
Литератур основная:
1. О. Е. Саенко. Химия для колледжей: учебник.Ростов на Дону: Феникс, 2008
2. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия: учебник для студентов сред. Проф. Учебных заведений. М.: «Академия», 2008.
Литература дополнительная:
1. Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремин, В.А. Попков Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 1999.
2. С.А.Пузаков, В.А.Попков. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.:, Высшая школа, 2001.
3. М. А. Рябова, Р. В. Линко. Тесты по химии. М.: «Экзамен», 2006.
4. Интернет ресурсы
Студент должен знать: положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов; состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов; общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I — III групп; свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы - железа, марганца и хрома; понятие о коррозии и способы защиты металлов от коррозии.
Студент должен уметь: составлять электронные формулы атомов металлов малыx и больших периодов; определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений; находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы; объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия; применять понятия: кристаллические решетки металлов, электрохимический ряд напряжений металлов; выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных металлов и их важнейших соединений.
Распределение занятий по темам:
1. Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов.
2. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп ПСХЭ Д.И.Менделеева. Характеристика простых веществ и их соединений: натрий, кальций, алюминий.
3. Металлы побочных подгрупп (хром, марганец, железо). Свойства химических элементов. Характеристика важнейших соединений хрома, марганца, железа. Важнейшие сплавы железа: чугун, сталь.
4. Практическое занятие 5. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием соединений алюминия, меди, железа, хрома, марганце. Расчетные задачи.
5. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии.
6. Практическое занятие 6. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы".
Содержание программы: Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика простых веществ и их соединений: натрий, кальций, алюминий. Природные соединения металлов 1-3 группы главных подгрупп и их применение. Металлы побочных подгрупп (хром, марганец, железо). Свойства химических элементов. Характеристика важнейших соединений хрома, марганца, железа. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Важнейшие сплавы железа: чугун, сталь.