Методические указания. При подготовке к семинарским занятиям по общему разделу «Философский статус науки и техники» особое внимание следует уделить философскому обоснованию и

При подготовке к семинарским занятиям по общему разделу «Философский статус науки и техники» особое внимание следует уделить философскому обоснованию и возникновению культурных феноменов науки и техники. Само наличие и особое значение в постоянно трансформирующемся мире обязывает сознание оборачиваться к исследованию границ, основ, условий их существования. Такую возможность может предоставить лишь философия. Именно в ее пределах наука и техника вынуждены заниматься «саморефлексией», т.е. видеть и оценивать себя со стороны, определять основания, цели и критерии. Потому философия науки базируется на изучении теоретических горизонтов логики, общей эпистемологии, метафизики, теории ценностей и этики. В рамках философского изучения техники ставятся вопросы о ее возможности и пределах выражения, исчерпаемости и завершенности, подручности и машинности. В данных границах демонстрируется, что наука и техника (технология) не просто инструменты, а структуры или части бытия, живущие по собственным законам, выстроенные собственными критериями, имеющие некие необходимые метафизические пределы в бытии и мышлении.

Чтобы понять и оценить сущность феноменов науки и техники, прежде всего, необходимо озадачиться сложным вопросом их начала, ибо он порождает саму их предметность, выявляет границы осуществления, содержит предельную цель самораскрытия – энтелехию. «Проблемы зарождения науки и техники» - именно поэтому так сформулирована тема первого семинарского занятия.

Истоки науки оказываются глубинно связанными с мифом, религией и философией, как зафиксированными формами промысливания бытия и способами осуществления его человеком. Постепенно через «уход» и отделение от философии, наука формирует свои границы и критерии, фундаментом которых является теория и логика. «Логика в качестве учения о λόγος принимает мышление как высказывание чего-то через что-то»[1]. Именно так формируются субъект-объектные отношения, лежащие в основе научной рациональности, выделяется познаваемое и познающее начало. В этом отношении греко-римская культура Логоса преодолевается, сменяется культурой логики.

Феномен техники имеет свои метафизические начала. Сам смысл этого понятия содержит свое ядро в виде τεχνικός от τέχνη (др.гр.) – искусство, мастерство, умение. Впоследствии остается и получает статус значения лишь одна сторона феномена техники – умение, способ выведения в осуществление, в бытие. В современной культуре понятие техники «тонет» в бесконечных модификациях смысловых прочтений и многочисленных контекстах, хотя сами метафизические пределы остаются незыблемыми и до конца непроясненными – прежде всего, техника – это манера установления бытия, способ достижения им своей предельной цели. Средство, инструмент, артефакт и пр. определения недалеко уходят от изначального смысла и демонстрируют бесконечные возможности самораскрытия данного феномена в современной культуре.

Тема №2. Наука и техника в современном мире: философский анализ

1. Научность и ненаучность, сциентизм и антисциентизм.

2. Предмет научного знания. Классификация наук.

3. Наука в ХХ-XXI в.в.: основные достижения и проблемы.

4. Наука в условиях научно-технической революции. Этическое измерение науки.

Основная литература

1. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / С.А. Лебедев. М., 2011.

2. Горелов А.А.Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. М., 2011.

3. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б.Н. Бессонов. М., 2010.

4. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм XXI века: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Питер, 2006.

5. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии, 2009. № 1.

6. Горохов В.Г. Нонаэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе // Вопросы философии, 2008. № 10.

7. Летов О.В. Уважение целостности субъекта как биоэтики //Вопросы философии, 2008. № 7.

8. Агацци Э. Почему у науки есть и этическое измерение // Вопросы философии, 2009. № 10.

Дополнительная литература

1. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 2004.

2. Фейерабенд П. Против метода / П. Фейерабенд. М., 2007.

3. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. Физика в поисках самых фундаментальных законов природы / С. Вайнберг. М., 2008.

4. Гейзенберг В. Избранные философские работы / В. Гейзенберг. М., 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: