ЧАСТЬ 1 8 страница

РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Видовая классификация речевых процессов связана с их модаль­ностью и степенью активности информанта.

Слушание. Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления ми­ра. Конечная цель слушания - это понимание речи даже в услови­ях помех. Для хорошего понимания речи очень важна собственная позиция слушателя: внимание, заинтересованность и пр. Экспери­ментально подсчитано, что потери информации составляют 70-80%.

Говорение. Говорение занимает 30% речевого времени и вмес­те с аудированием на 3/4 закрывает собой все речевые процессы. Речь - продукт социального развития. Человек научается говорить точно, правильно, логически связно, выразительно и т.д.

Аудирование. Ведущим видом речи является аудирование. В нем заметно проявляется эмоциональное состояние и отношение к теме разговора. Через акустический речевой канал идет большой поток информации, зачастую более ценной, чем через зрительный.

Бывает гораздо важнее не то, что сказано, а как сказано, каким тоном голоса, с каким акцентом и паузами.

Письмо. Письменная речь слабее всего представлена в общей структуре речевых процессов, так как обилие технических уст­ройств типа клавиатурного ввода информации или электронных приспособлений делает сам графический процесс трудоемким, ста­ромодным и непопулярным. Тем не менее по письму можно многое узнать о пишущем, особенно когда навыки письменной речи уже сформировались. Психологическими показателями могут быть рас­положение текста на странице, наличие полей, размер букв, их кон­фигурация, наклон букв, степень нажима, тщательность выполне­ния мелких деталей, относительные размеры прописных и строч­ных букв, характер соединения букв между собой. Психографичес­кие свойства, как и говорение, очень подвержены разнообразным эмоциональным изменениям.

Чтение. Из зрительных модальностей речи более распростране­на ее пассивная форма - чтение. Эта форма относится к поздней и не во всех странах достаточно развита, Направленность чтения может быть самой разнообразной - от поверхностного просмотра текстов до углубленного многократного изучения. Читабельность (легкость усвоения и понимание текста) зависит от длины предложений, слов, частоты их встречаемости, степени абстрактности и пр. Существу­ет некоторый диапазон скоростей чтения: низкая - 200 слов в мин., средняя - 250-300, высокая - 300-450 слов в мин. Существуют при­емы, ускоряющие чтение

Аудирование - слушание, слуховое восприятие.

Речь внешняя - речь, связанная с процессом общения, обмена ин­формацией. Это устная и письменная речь.

Речь внутренняя - особый вид человеческой речевой деятельнос­ти, непосредственно связанный с бессознательными, автоматичес­ки протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мыш­ления. Внутренняя речь - это процесс преобразования мыслей до оформления их в устной и письменной форме. Эта речь сильно со­кращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепен­ных членов предложения.

Речь эгоцентрическая - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представ­ляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.

Речь монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Эта речь более развернута и организованна (обычно заранее спланирована), в ней мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации.

Речь диалогическая - речь двух или нескольких собеседников, ко­торые меняются ролями, то есть переменно бывают относительно активными или пассивными собеседниками. Эта речь недостаточ­но организована грамматически и синтаксически, поскольку осу­

ществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями.

Речъустная-звуковая речь, которая воспринимается другими на

слух.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Это разновидность монологической речи. Письменная речь осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, из ее содержания исключаются интонации, мимика и жесты и т.д., а потому и содержание, и свое отношение к нему нуж­но выражать на бумаге в словесной форме в развернутом виде. От­сюда эта речь всегда более сложная по сравнению с устной.

Речь жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, при по­мощи системы жестов.

Речь сенсорная - это понимание смысла речи на основе сенсорной информации.

Экспрессия - выразительность; сила проявления чувств. Речь экспрессивная - эмоционально окрашенная речь.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Речь не существует вне языка.

Речь рассматривается и как языковая деятельность. С ее помо­щью можно обеспечить общение, решение мнемических, мысли­тельных, учебных и других задач.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Развитие речи ребенка подчинено определенным закономер­ностям. Сензитивным периодом развития речи являются первые три года. По истечении этого периода процесс слухо-речевого раз­вития и обучения замедляется и требует больших усилий. Ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный (фонем­ный) - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи - от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи -школьный период.

Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) -периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода вли­яниям окружающей действительности. Сензитивный период - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон пси­хики - процессов и свойств. Эти периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.

НАРУШЕНИЯ

Расстройства речи, возникающие при ранениях, опухолях и дру­гих нарушениях мозга, называют афазиями. Известный отечествен­ный психолог А.Р. Лурия выделил несколько видов афазий: 1) дина­мическую, связанную с нарушением возможности строить фразы, хотя больной не ощущает трудности при повторе слов, назывании предметов, в понимании языка; 2) сенсорную - утрату фонематично­го слуха, то есть потеря связи между звуковым составом и значени­ем слова; 3) семантическую - трудность находить слово и понимать семантические отношения между словами (понимает слова «отец» и «брат», но не может понять, что означает «брат отца»); 4) эфферент­ную, моторную - разрушение структуры высказывания при сохран­ности отдельных слов (нарушен принцип сукцессивности - последо­вательности). Известны в клинической психологии и другие нару­шения речи.

Афазия (а + греч. phasis - речь) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой де­ятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В зависимости от возраста, характера деятельности, среды оби­тания человек приобретает определенные особенности, несмот­ря на то что люди говорят на одном языке. Каждому человеку при­сущи индивидуальный стиль речи, отличия в артикуляции звуков, интонации, логической выразительности. Одни люди говорливы, другие отличаются определенной сдержанностью, замкнутостью. Индивидуальные особенности речи проявляются также в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности и образности выска­зывания мыслей.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

В качестве примера экспериментального изучения речи опишем эксперимент Л.С. Выготского по изучению эгоцентрической речи.

Гипотеза состояла в том, что эгоцентрическая речь с развитием ребенка не отмирает, как утверждал Ж. Пиаже, а развивается в на­правлении внутренней речи.

Испытуемые - дети семи лет.

Процедура. Дети должны были свободно рисовать. В отличие от Пиаже были введены затруднения в поведение ребенка, а именно - в нужную минуту у ребенка не оказалось под рукой необходимого ему цветного карандаша, бумаги, краски и т.д.

Результаты. Оказалось, что коэффициент эгоцентрической ре­чи быстро возрастает почти вдвое по сравнению с нормальным ко­эффициентом Пиаже и для ситуации без затруднений. Ребенок, на­толкнувшись на затруднение, пытался осмыслить положение: «Где карандаш, теперь мне нужен синий карандаш; ничего, я вместо этого нари­сую красным и смочу водой, это потемнее и будет, как синее». Все эти рас­суждения с самим собой и есть эгоцентрическая речь.

Вывод. Эгоцентрическая речь не только сопровождает детскую активность, но и очень легко становится средством мышления, то есть начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, развивается в направлении к внутренней речи.

Диагностические

В большинстве своем диагностика развития речи осуществляет­ся в детском возрасте при обучении, выявлении патологии развития или в клинической психологии для диагноза нарушений психичес­ких функций при травмах и различных заболеваниях.

В психологии существуют различные методы и отдельные мето­дики для изучения речи.

Определяются в основном: понимание речи, запаса слов, владение звуковой стороной речи, связность речи, связь с мышлением и т.д.

В качестве заданий используются беседа, рассказ по картинке, пересказ, сочинение, различные тестовые задания и пр. Использу­ются также вербальные субтесты, которые содержатся в интеллек­туальных тестах (Векслер, ЩТУР и др.).

Субтесты - небольшие тесты, входящие в состав основного.

ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

Воображение (фантазия) — это психический процесс, который за­ключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в но­

вых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отлича­ется от образной памяти (представления), так как это принципиаль­но новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связа­но с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и пред­ставляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (рас­членяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).

Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступа­ет мышление, а если данные с трудом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображе­ния недостаточно точны, строги и в этом его ограниченность. Вооб­ражение следует отличать от галлюцинаций.

Галлюцинации (лат. hallutinatio - бред, видения) - расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реаль­ных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизволь­ного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жиз­ненного опыта больного. Галлюцинации считаются классическими показателями психического расстройства.

ФУНКЦИИ

Воображение выполняет прежде познавательную функцию.

Благодаря воображению происходит концентрация внимания, па­мяти, мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функ­ция - регулятивная. Она выражается: 1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, буду­щее); 2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхище­нии (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полно­ты знаний; 3) в замещении деятельности; 4) в регуляции познава­тельных процессов. Третья функция - аффективная. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоци­ональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение), мо­жет «замещать» неудовлетворенные потребности.

Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Спо­собность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе пре­жнего жизненного опыта.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Воображение, как и все психические процессы, является функ­цией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная анали-тико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.

ТЕОРИИ

Воображение - наименее исследованная область психологии. Главные проблемы, которые встают перед учеными, - это сущность и механизмы воображения; его отличие от других психических фун­кций, особенно мышления; связь с творчеством и др.

Ассоативная психология (В. Вундт, Т. Рибо) пыталась свести во­ображение к другим психическим процессам, например к памяти (воспроизводящее воображение). Возникновение новых творчес­ких образов (воссоздающее воображение) ассоциативная психоло­гия объясняла случайными своеобразными комбинациями элемен­тов. Не смогли объяснить воображение и последующие направле­ния в психологии. Идеализм, например, утверждал, что творческое воображение изначально присуще нашему сознанию.

Подвергая критике все указанные представления о воображении, Л.С. Выготский выдвигает ряд новых положений о природе вообра­жения, которые были им осмыслены в результате изучения вообра­жения в детском возрасте. Главная мысль Выготского относится к соотношению мышления и воображения. Он показал, что: 1) меж­ду мышлением и воображением нет антагонистической противопо­ложности. В творчестве воображение является совершенно необхо­димым моментом реалистического мышления; 2) мышление нетож­дественно воображению. Между ними существует противополож­ность. Существенным для воображения является направление со­знания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отлича­ется от непосредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного позна­ния действительности, человек строит образы, которые осознают­ся как область, построенная воображением. И в настоящее время, как утверждает известный отечественный исследователь мышле­ния А.В. Брушлинский, понятие воображения остается пока очень нестрогим и расплывчатым.

Рис. 30. Виды воображения

Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без за­ранее поставленной цели, помимо его воли и желания.

Воображение воссоздающее- вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, черте­жей, мысленных и материальных моделей.

Воображение творческое- вид воображения, в ходе которого че­ловек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое во­ображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.

Воображение продуктивное- вид воображения, в котором дейс­твительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится за­дача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хо­тя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отража­ет действительность, предвосхищает развитие событий и в макси­мальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от дейст­вительности, создает неправдоподобные образы, элементы кото­рых в жизни несовместимы.

Мечта- самостоятельное создание новых образов. Воображе­ние, направленное на желаемое будущее.

Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Воображение конкретное- создание реальных, конкретных, еди­ничных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Ре­пина и др.

Воображение абстрактное'- создание обобщенных, схематичес­ких, символических образов. Например, искусство импрессионис­тов, кубистов и др.

СВОЙСТВА

Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. К приемам творческого воображения относят: Комбинирование (агглютинация) (рис.31 а), Акцентирование (рис. 31 в, г), Гиперболу (рис. 31 а - Трехглавый змей), Типизацию (рис. 31 д), Литолу (рис. 31 б), Схематизацию (рис. 30 на с. 126)

Воображения: сила - характеризуется степенью яркости возника­ющих образов.

Воображения: широта - определяется количеством образов, кото­рые способен создать человек.

Воображения: критичность - определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с ре­альной действительностью.

Воображение: комбинирование- простое перемещение или пере­группировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятель­ности, в процессе которой существенно преобразуются и сами эле­менты, из которых строится новый образ.

Воображение: агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое це­лое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.

Воображение: акцентирование- подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые ка­рикатуры.

Воображение: гипербола - увеличение всех особенностей изобра­жаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Будда и пр.).

Воображение: литола - преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.).

Воображение: схематизация - наиболее существенный способ пе­реработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сход­ства четко выступают.

Воображения: типизация - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в одно­родных фактах и воплощение их в конкретном образе. В психоло­гии известны различные типологии: темпераментов, характеров и др.

РАЗВИТИЕ

Воображение формируется в детстве под воздействием разви­тия мышления и опыта. Развитие воображения в онтогенезе экспе­риментально исследовал Т. Рибо. Он установил, что воображение в

своем развитии проходит два этапа в зависимости от развития мыш­ления.

На 1-м этапе (в детском и подростковом возрасте) - воображе­ние развивается быстро и долго держится на достигнутом уровне, на рис. 32 - это линия НВ. Мышление же начинает развиваться позлее, и процесс идет медленно (линия РМ). В точке «В» обе линии почти совпадают. Критическая фаза ВМ. Это не значит, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, так как далеко отходит от рассудка. Воображение ребенка совпадает с воображением взросло­го лишь в реальности элементов, из которых оно строится, и в эмо­циональном компоненте. В критической фазе происходит глубокое преобразование воображения, превращение его из детского субъек­тивного во взрослое объективное.

На 2-м этапе - с момента встречи двух линий воображения и мышления (в точке «О») дальнейшее развитие воображения идет по линии ВК 11 МО. Теперь воображение и мышление идут в ногу. Так бывает не у всех. У некоторых воображение опускается по ли­нии ВП (свертывание воображения), но не уходит совсем, а делает­ся случайным.

Сензитивный период развития воображения - дошкольный воз­раст. Наиболее продуктивно развивается воображение ребенка под влиянием взрослых (Л.С. Выготский).

Для развития воображения, однако, необходимы определенные условия: наличие неопределенных ситуаций, развитие мышления (например, способность видеть целое раньше части; способность к

переносу функций предметов на другие предметы и т.п.), определен­ные виды деятельности (игра, рисование, лепка и т.д.), противоре­чия в жизни и опыт выхода из них, бесстрашие здесь и теперь.

НАРУШЕНИЯ

К нарушениям воображения относятся так называемые галлю­цинации воображения. К ним относятся феномен «оживления» не­одушевленных предметов и др., которые возникают при различных заболеваниях.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Люди отличаются между собой:

- по яркости образов воображения. Сила воображения может быть разной. Так, А.Н. Толстой «разговаривал» с героями своего ро­мана «Хождение по мукам» как с реальными людьми;

- по правдивости (реальности, критичности). Образы могут быть нереальными, фантастическими или образами реального мира;

- по широте. Широта воображения - это способность использо­вать образы разной природы (настоящего, прошедшего, будущего, технические, образы искусства и пр.);

- по произвольности. Произвольность воображения - это уме­ние подчинить воображение задаче, организовать его;

- по устойчивости. Устойчивость воображения - это способ­ность сохранять «полет» воображения (вдохновение);

- по типу преобладающих образов. Преобладающие образы во­ображения могут быть: зрительные, двигательные, тактильные и др.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Экспериментальные исследования в области воображения в ос­новном базируются на лонгитюдных наблюдениях и анализе резуль­татов деятельности воображения в различных видах деятельности, чаще всего - творческой. Известный исследователь воображения Т. Рибо строит свои теоретические выводы на изучении результатов творчества выдающихся мыслителей, музыкантов, художников и т.п.

Диагностические

Для диагностики развития воображения используют:

- метод изучения продуктов деятельности (рисунков, картин, по­делок и др.);

- методику трех слов (Штерна):

а) написать сочинение на три заданные слова;

б) составить как можно больше предложений на три заданных слова.

- показатели: случайность, банальность, оригинальность.

- методики на воссоздание или достраивание образов, например, воссоздать образ или достроить фигуру.

- также тесты: Роршаха, Торренса и др.

ТЕМА 13 • ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

ПОНЯТИЕ

Эмоции (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психи­ческих явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению акту­альных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, дви­гательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопро­вождают все виды активности (деятельность, поведение, психичес­кие процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь орга­низм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин).

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, поз­воляющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Экспрессия - внешнее проявление эмоций. Проявляется в мими­ке, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.

Импрессия - проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).

ФУНКЦИИ

Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных. Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, за­щитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и дезорга­низующую.

1. Отражательно-оценочная - позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания (в мышлении).

2. Сигнальная - состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.

3. Защитная - состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.

4. Управляющая - выражается в том, что эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций (О. Хебб).

5. Мобилизующая - заключается в том, что эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции - субъективная форма существования мотивации.

6. Компенсаторная - позволяет компенсировать недостатки дру­гих психических явлений. Например, при воспитании маленьких детей, когда словесная информация еще плохо понимается, целесо­образно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты ит.д.). В монологической речи преподавателя, учителя полезны эмоцио­нальные элементы речи. Они не только украшают речь, но и спо­собствуют более глубокому пониманию текста.

7. Дезорганизующая - может проявляться в нарушении пове­дения, деятельности, памяти, мышления и др. процессов за счет сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.

МЕХАНИЗМЫ

Эмоции - результат деятельности мозга, комплексной работы ко­ры, подкорки и вегетативной, нервной системы. Ведущая роль при­надлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают силь­ные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной, нервной системой и регулирующие работу внутрен­них органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведет к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц (пантомимика) и мышц тела (мимика), работы же­лез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возмож­ность сдерживаться.

В 1950 году Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания, а позднее - цен­тры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных час­тях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмо­ции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения та­кой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.

Таблица 4

Психологические теории эмоций

Название Представители Содержание
Эволюционная 1872 г. Ч. Дарвин Э. - приспособительный механизм, сходный у человека и животных
Периферическая Нач. XX в. Джеймс-Ланге Э. - возникают в результате теле­сных изменений и изменений во внутренних органах. Схема: Восприятие I изменение во внутренних органах I переработка в центральной нервной системе I переживание эмоций
Физиологическая Кеннон-Бард Кеннон-Бард: Восприятие I переработка в центральной нервной системе I эмоциональное переживание I физиологические изменения
Дифференциальная К. Изард Э. - основная мотивационная систе­ма человека и состоит из 10 базо­вых эмоций
Название Представители Содержание
Информационная П.В. Симонов Э. - функция потребности (П) и ин­формации (И) Э = f (П; Инеобходимаяимеющаяся) 1)П=0, то 3=0, 2) Ини, то 3=0. 3) Ии=0, то Э=тах (при наличии пот­ребности 4) Ии > Ин, то 3. меняет знак с «-» на«+» 5) Ии < Ин, то 3. меняет знак с «+» на «-»
Когнитивная (когнитивного диссонанса) Л. Фестингер 3 «+» - если ожидания подтвержда­ются - консонанс 3 «-»- если ожидания не под­тверждаются - диссонанс
Биологическая П.К. Анохин 3 «+»- возникают лишь в том слу­чае, когда обратная информация точно отражает все компоненты ре­зультата и совпадает с предшеству­ющей оценкой. Несовпадение ведет немедленно к беспокойству, поиску новых комби­наций, которые привели бы к поло­жительным эмоциям

Диссонанс когнитивный - эмоциональное состояние, когда у чело­века одновременно имеются некоторые установки или знания, не согласующиеся между собой, или когда возникает конфликт между убеждениями или внешним поведением.

Консонанс- противоположно диссонансу согласованность зна­ний, убеждений, поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: