Международные воздушные перевозки

В качестве международной воздушной перевозки рассматривается перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на тер­ритории другого государства (ст. 101 Воздушного кодекса).

Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов определяются Вар­шавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года. Она дополнена Гаагским протоколом 1933 года. В конвенции участвует более 100 государств, боль­шинство из которых ратифицировало также Гаагский протокол. СССР — участник конвенции (с 1934 г.) и протокола (с 1957 г.). Конвенция и про­токол действуют для РФ. Действие Варшавской конвенции распространя­ется на воздушные перевозки между участвующими в ней странами, а также на перевозки, когда место отправления и место назначения находят­ся на территории одного и того же государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого государства, хотя бы и не участвую­щего в конвенции. В конвенции определены основные требования к пере­возочным документам, права отправителя на распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назначения, ответственность перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем.


Согласно Варшавской конвенции, ответственность перевозчика осно­вана на вине, которая презюмируется. Иными словами, ответственность наступает независимо от доказательства вины перевозчика.

Варшавская конвенция не определяет всех условий воздушной пере­возки, однако содержит указания по основным возникающим в этой об­ласти вопросам: содержание транспортной документации, пределы ответ­ственности воздушного перевозчика, порядок предъявления к нему пре­тензий и исков.

Ответственность воздушного перевозчика, согласно Варшавской кон­венции, ограничена суммой в 250 франков за 1 кг веса. Для российских авиаперевозчиков эта сумма была повышена и определена в размере 20 долл. за 1 кг веса. Конвенция предусматривает краткий срок для за­явления претензий к перевозчику по поводу несохранности доставленного груза (14 дней со дня получения груза), пропуск которого лишает права на обращение в суд. Исковая давность по требованиям к перевозчику — два года.

Поскольку Варшавская конвенция оставила открытыми вопросы о по­рядке определения размера возмещения (в пределах установленного его максимума) и о круге лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пассажиров, они решаются в судах каждого государства в соответствии с национальным законодательством и сложившейся в данном государстве практикой. Эти вопросы могут решаться на основании закона суда, закона перевозчика, закона места заключения договора перевозки.

Как отмечалось в обзоре судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц (информационное письмо Президиума ВАС от 16 февраля 1998 г.), арбитражный суд применяет нормы Варшавской конвенции с учетом изменений, внесенных в нее.

Приведем пример из практики арбитражных судебных органов РФ.

Акционерное общество закрытого типа «Коопимпэкс» обратилось в арбитраж­ный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к авиакомпании «Финнэйр»; г. Хельсинки, Финляндия (представительство в Санкт-Петербурге) о взыскании 1289,9 долл. США, составляющих стоимость недостачи 6,6 кг груза, на основании п. 2 ст. 22 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, ка­сающихся международных воздушных перевозок 1929 года, с изменениями, внесен­ными Гаагским протоколом 1995 года. Иск был удовлетворен в сумме заявленных требований. Затем дело рассматривалось в федеральном арбитражном окружном суде. В постановлении Президиума ВАС РФ по этому делу было, в частности, обра­щено внимание на следующие обстоятельства.

Как вытекает из коммерческого акта, утрата части груза произошла вследствие ветхости упаковки, не обеспечивающей сохранности груза при перевозках.

Согласно п. 1 и 2 ст. 18 конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери, повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.

В соответствии с п. 2, 4 и 5 ст. 22 конвенции при перевозке зарегистрированного багажа ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков за 1 кг груза. Согласно п. 5 ст. XI Гаагского протокола 1955 года, перевод сумм в нацио-


§ 5. Международные морские перевозки

Глава 9. Международные перевозки грузов и пассажиров

 

 




нальную валюту, не имеющую золотого содержания, в случае судебных разбира­тельств производится в соответствии с золотой стоимостью таких валют на дату су­дебного решения.

Предъявляя иск, истец рассчитал сумму от недостачи массы груза в американ­ских долларах через стоимость золота за 1 тройскую унцию, установленную на Лон­донской бирже драгоценных металлов, которая, в свою очередь, определяет рыноч­ную стоимость самого золота, а не его содержания в национальных валютах. Этот расчет противоречит сложившейся международной практике перевода 250 золотых франков в национальные валюты, зафиксированной в Протоколах № 3 и № 4 Все­мирной организации гражданской авиации (Монреаль, 1975 г.).

Последнее обстоятельство повлекло неправомерное увеличение суммы иска с примерно 20 долл. за 1 кг массы (предел ответственности, принятый в международ­ной практике) до 1389,9 долл. США.

Несмотря на то что истец основывал свой иск на нормах ратифицированного обоими государствами международного договора в части перевода франков в наци­ональную валюту одного из государств, следует разрешить вопрос о применимом праве, поскольку данное обстоятельство не урегулировано конвенцией.

Подпункт 7 п. 1 ст. 166 Основ гражданского законодательства 1991 года устанав­ливает, что к обязательствам сторон по внешнеэкономической сделке в случае отсутст­вия их соглашения о применимом праве применяется право страны, где учреждена сто­рона, являющаяся перевозчиком в договоре перевозки. Перевозчиком в договоре меж­дународной перевозки являлась авиакомпания «Финнэйр» (Финляндия).

По законодательству Финляндии вопрос об ответственности перевозчика и при­менении Варшавской конвенции регулируется законом «О договоре перевозки авиа­транспортом» от 14 января 1977 г. с изменениями от 11 апреля 1980 г. В его § 23 определено, что при перевозках зарегистрированного багажа и товаров ответствен­ность перевозчика ограничивается суммой в 17 СДР (специальных прав заимство­вания) или 23,8 долл. США за 1 кг массы (постановление Президиума ВАС РФ № 4707/96 от 25 февраля 1997 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: