Актуальность и причины введения данного курса. Содержание данного курса включает в себя основы нескольких дисциплин и соответствующие следующие разделы: общая психология, история психологии и возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология. Все они взаимопереплетаются и взаимодополняют друг друга. Подобный подход основывается на классификации наук, предложенной академиком Б.М. Кедровым, согласно которому психология занимает центральное место в этой классификации, являясь фундаментальной наукой, а в частности педагогические дисциплины опираются на её выводы и положения. Сегодня, как считают многие специалисты, психологическое знание относится к числу самых востребованных как в целях развития и самосохранения личности, так и для качественного исполнения специалистом служебных обязанностей.
Роль и место курса в структуре учебного плана. Данный курс тесно связан и опирается, на такие общие дисциплины, как философия, естествознание, педагогика, Обобщает и дополняет полученные студентами сведения как по методическим дисциплинам предметной подготовки и дисциплинам специализации.
|
|
Особенности изучения курса. Данный курс направлен на полноценность индивидуальной психологической подготовки будущего учителя, включающей 3 основных компонента: психологическую культуру, в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включающую познания самого себя и другого человека, культуру поведения и общения; психологическую компетентность – комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в педагогической деятельности; умение человека представлять себя на рынке труда очень важно в условиях современного общества. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей в педагогической деятельности.
Соответствие учебной программы Госстандарту ВПО. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Психология».
Цель и задачи учебного курса. Данный курс призван способствовать развитию личности высоко профессионального специалиста, характеризующегося широким объёмом знаний, развитой социально-психологической и педагогической культурой.
Задачи курса:
· дать понятие об основных направлениях становления и развития психологии, педагогики, возрастной психологии;
· сформировать: умение владеть понятийным аппаратом, описывающим познавательные эмоционально-волевые процессы;
|
|
· анализировать мотивационную и регуляторную сферы психологической деятельности;
· способствовать осмыслению накопленного опыта;
· научно анализировать явления социальной жизни и проблемных ситуаций;
· педагогически грамотно строить общение и взаимодействие в различных социальных группах;
· формировать умение учитывать в общении индивидуально-психологические и личностные особенности людей. Выявлять стиль их познавательной и профессиональной деятельности;
· познакомить с методами развития профессионального мышления, методами воспитательной работы с персоналом разного возраста и уровня образования.
Требования к знаниям и умениям. В результате изучения дисциплины «Психология» студенты получат знания об основных этапах развития психологии, социологии, возрастной психологии и педагогики, усвоят главные категории этих наук, а также узнают о месте и роли психологии, социальной психологии, возрастной психологии и педагогической в различных сферах современной действительности. В итоге изучения этих дисциплин студенты получают навыки использования знаний и, в частности, в процессе общения, как в профессиональной деятельности (на практике), так и в быту.
Объем и сроки изучения спецкурса. Общий объем дисциплины для специальности составляет 262 ч., из которых на лекции приходится 82 ч., практические – 60 ч., самостоятельную работу – 120 ч. При этом на первом семестре студенты изучают разделы: общая психология, история психологии и возрастная психология. Во втором предлагаются: социальная и педагогическая психологии. Курс психологии изучается в течении 2-х семестров на 1 и 2 курсах студентами дневного отделения.
Основные виды занятий и особенности их проведения. Программой предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий, выполнение курсовых работ. Особое место в овладении курсом отводится самостоятельной работе студентов.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов по курсу "Психология" заключается в самостоятельном изучении вопросов программы, не рассмотренных в лекциях, а также в подготовке к практическим и лабораторным занятиям. На практических занятиях студенты знакомятся с методами исследования и обработки и психологической информации и навыками их использовании в педагогической деятельности; овладевают умениями, необходимыми для самопознания, самоанализа, развития исследовательских и творческих способностей, культурой мышления, речи, общения, навыками контроля поведения, интеллектуальной и эмоциональной саморегуляции.
Студенты, желающие более глубоко изучить заинтересовавшую их тему, могут подготовить реферативную работу, используя для этого соответствующую литературу. При написании реферата необходимо:
1) подобрать и изучить литературу по избранной теме;
2) составить и записать план;
3) письменно раскрыть содержание работы;
4) в заключительной части сделать выводы по всей работе и дать рекомендации по совершенствованию и развитию познавательных процессов, формированию личности.
Техническое и программное обеспечение дисциплины. На занятиях по курсу желательно использование психодиагностических методик для исследования познавательных процессов, возрастных, социальных и индивидуальных особенностей детей и взрослых, специальных видеофильмов.
Виды контроля знаний студентов и их отчетность. Курс завершается экзаменами или зачетами в конце 2 и 3 семестрах. При этом на экзамене студент должен показать знания о целях, задачах и методах исследованиях психических явлений; базовых психологических понятиях; проблемах как зарождения психологической мысли, развитии психологии как науки, становлении отечественной психологии, психологических направлениях; общих закономерностях психического развития ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей школьников. На экзамене студент должен продемонстрировать основные знания и умения, предусмотренные программой. Качественная характеристика предполагает анализ уровня теоретических знаний студента, а также степень владения материалом в процессе решения проблемных ситуаций.
|
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины. Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);
- фонд учебной и справочной литературы, возможность пользоваться библиотечными ресурсами, в том числе и электронными;
- технические средства обучения: видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный переносной проектор, мультимидийное обеспечение; настенный экран; принтер, лазерный копировальный аппарат, сканер.