Самостоятельная работа на лекции

Прежде всего следует научить студентов правильно работать с конспектами лекций, например, составлять опорные конспекты.

Опорный конспект состоит из основных теоретических по­ложений, фактов, сущности экспериментов и т.п. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, кратко запи­сывать содержание лекций.

Суть работы с опорными конспектами на лекции состоит в следующем. За 10-15 минут до конца лекции преподаватель дает задание студентам подготовить опорный конспект по прочитан­ной лекции. При этом, если это делается первый раз, необходимо разъяс­нить суть опорного конспекта и его назначение. В процессе подготовки первого конспекта преподаватель контролирует про­цесс, консультирует.

В дальнейшем студентам предоставляется полная самостоя­тельность.

Завершается работа в первый раз анализом 1-2 работ студен­тов на этом же или на следующем занятии. На последующих за­нятиях свои опорные конспекты оглашают 1-2 студента, препо­даватель высказывает свои замечания. Подготовка таких кон­спектов может быть задана на дом.

В результате такой работы осуществляется контроль учеб­ной деятельности студентов, совершенствуются способы позна­вательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной самостоятельно форме. Можно позволить пользоваться опорными конспектами на зачетах, а, может быть, и на экзаменах.

Другой эффективной формой самостоятельной работы сту­дентов на лекции может служить решение учебных задач.

Здесь можно использовать как репродуктивные, так и твор­ческие задачи, но решение которых осуществляется в совмест­ной деятельности.

Весьма полезным оказывается использование в лекционном курсе фрагментов лекций, подготовленных студентами. Подго­товка таких фрагментов может быть заранее спланирована пре­подавателем, а изложение содержания студентами вестись по очереди.

Содержание фрагментов должно быть интересным и с необ­ходимостью дополнять материал лекции. Это могут быть при­меры-иллюстрации теоретических положений, исторические факты, высказывания ученых, описания экспериментов и др.

Изложенным выше не исчерпываются возможности руково­дства самостоятельной работой студентов в процессе чтения лекций. Здесь всегда есть место педагогическому творчеству. Важно лишь наличие желания это осуществлять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: