Демонстрационный эксперимент (психологические опыты)

Психология как экспериментальная наука сочетает описатель­ный и объяснительный принципы познания психики человека. Поэтому дополнение текстовых материалов экспериментальными пробами обогащает процесс обучения. Особенно эффективны внешне простые, непродолжительные по времени, но убедительные психологические опыты. В рамках курса можно показать более 10 опытов, не требующих дорогостоящего оборудования и материалов, краткосрочных по времени (не более 3 - 5 минут).

Например, в теме «Ощущения» для иллюстрации наложения последовательных зрительных образов (инертность ощущения) очень эффективен опыт по восприятию двух объектов, расположенных противоположных сторонах плоскости и попеременно появляющихся в поле зрения.

Большинство предлагаемых опытов вполне эффектны и зани­мательны: такая «упаковка» психологического материала позво­ляет включать самих учащихся в процесс подготовки опытов и их демонстрации. В данном случае идет опора на более сильный меха­низм воздействия — косвенное внушение, т.к. иллюстрируется жизнь, а не психологическая наука.

Важным моментом в демонстрации опыта является его интер­претация. При этом необходимо иметь в виду не только научно корректное толкование возникающих эффектов, но и гибкий пе­реход к решению педагогических задач будущим учителем.

Приведем конкретный пример: интерпретация опытов «Рет­роактивное торможение» и «Осмысленность запоминания» имеет прямое отношение к тому, как школьник готовит уроки дома и как усваивает информацию непосредственно на уроке. Как прави­ло, ученик готовит уроки на завтра, а явление ретроактивного торможения «подсказывает», что лучше готовить уроки те, кото­рые были сегодня и только потом — на завтра; что понимание информации намного сокращает затраты психической энергии и время, необходимое для прочного запоминания. Таким образом студенты выходят на одну из главных проблем ученичества — «Уме­ние учиться».

В теме «Восприятие» можно продемонстрировать несколько опытов. Так, для характеристики явлений апперцепции надо пред­ложить одному - двум студентам покатать на открытой ладони не­большой шар (лучше из шарикоподшипника, диаметром 10-15 мм), перекрестив указательный и средний пальцы. На вопрос «Сколько шариков у каждого из вас на ладони?» должен последо­вать парадоксальный ответ - «Два!» (иллюзия Аристотеля). Следу­ет объяснить этот парадокс - возникновение образов двух шари­ков при оперировании только одним шариком — влиянием жиз­ненного опыта человека на формирование образа. На основании этого опыта можно объяснить и более сложные явления аппер­цепции.

В теме «Мышление» для демонстрации решения мыслитель­ных задач, и главным образом для создания проблемной ситуации в ходе их решения, можно провести простой, но достаточно эф­фектный опыт: хорошо обработанную фанеру (размер 20x30 см) положить на край стола так, чтобы она выходила на 3-4 сантиметра за его пределы, и резко ударить по краю ребром Фанера падает на пол. Желательно эту процедуру повторить 2 – 3 раза, чтобы создать ожидание необычного. Затем надо положить фанеру на стол прежним способом, но накрыть ее развернутой четой наравне со столом. Резкий удар по свободному краю фанеры ребром ладони теперь не опрокинет ее. Выждав 3 - 4 секунды, надо снова повторить опыт. Фанера будет только вздрагивать, но не упадет на пол. Именно в этот момент аудитория затихает, ис­пытывает состояние неопределенности, удивления, т.к. человек сталкивается с непривычным явлением. Возникает проблемная ситуация. После этого следует дать анализ процессу активного пре­одоления человеком умственного затруднения.

Можно показать графическую схему решения задачи:

• столкновение двух взаимоисключающих явлений —>

• проблемная ситуация —>

• познавательная активность —>

• эмоциональное возбуждение —>

• выдвижение и оценка гипотез —>

• выбор правильной гипотезы —>

• выделение проблемы.

В данном случае проблема - атмосферное давление: лист фа­неры испытывает силу давления в 200—300 килограмм, что легко преодолевается по закону рычага ребра ладони в первом случае и невозможно во втором случае, когда фанера покрыта газетой, площадь поверхности которой во много раз больше площади лис­та фанеры (сила давления примерно в 2500кг).

После этого студентам уместно напомнить, что таким обра­зом можно создать проблемную ситуацию в школе на уроках фи­зики по темам, связанным с атмосферным давлением.

Постоянное обращение к психологическим иллюстрациям реального учебно-воспитательного процесса формирует у студентов потребность к «слежению за развитием душевных сил ребенка» (по выражению А.А. Бодалева), прививает методологически верный способ воздействия на людей (сначала изучить, познать природу человека и отдельных психических явлений, а затем вли­ять на них), о чем убедительно писал К.Д. Ушинский, подчеркивая, что, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она прежде должна знать его во всех отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: