Методика проведения анализа педагогических ситуаций

Процедура включает пять возможных эта­пов:

1. набор конкретных педагогических ситу­аций (1-2 на лекции, 3-5 на практических занятиях, 15—20 в часы самостоятельной ра­боты студентов);

2. введение базовых понятий (личность, сознание, общение, мотив, характер, ста­тус, нормы, ценности, санкции, эмоции, поведение, деятельность), на основе которых возможно научно обоснованное решение ситуаций в противовес стремлениям сту­дента использовать бытовые знания о человеке, действовать с по­зиций «здравого смысла»;

3. обращение к «правилам предупреждения и решения ситу­аций»;

4. процесс решения ситуаций;

5. сравнение собственных решений с решениями мастеров педагогического труда, представленных в ответах.

Такое полное и развернутое решение конкретных ситуаций возможно на практических занятиях, консультациях и в часы самостоятельной работы (если материал включен в соответствующую компьютерную программу). На лекции по психологии технология используется как иллюстрация, а на экзаменах и зачетах как практическое задание к экзаменационному билету.

Материалы эмпирических исследований, кинофильмы и видеосюжеты

Наряду с опытами целесообразно с учетом темы лекции сис­тематически использовать данные эмпирических исследований психологов, в том числе и из арсенала собственных эмпирических исследований кафедры, проведенных с участием студентов стар­ших курсов (данные дипломных, курсовых работ, научных докла­дов, психологических характеристик личности и коллектива школь­ников) и студентов младших курсов (итоги анкетирования, на­блюдений, изучения продуктов деятельности школьников и т.д., полученных в ходе ознакомительной педагогической практики). Такие иллюстрации отражают органическую связь психологии и педагогики, пропагандируют комплекс методов психологии, об­ладающих, по мнению Б.Ф. Ломова, при их системном использо­вании большой «разрешающей способностью»

Кинофильмы (их отдельные фрагменты) и видеоматериалы помогают оценить связь психологии с жизнью, осознать статус современной психологической науки, подняться от умозритель­ной академической дисциплины до отрасли непосредственного практического знания.

Фильмы по психологии целесообразно демонстрировать пос­ле проблемных лекций, на тематических консультациях, на вече­рах вопросов и ответов, перед отправлением студентов на педп­рактику и т.д., фрагменты фильмов можно использовать на лек­циях и лабораторно-практичсских занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: