Процедура включает пять возможных этапов:
1. набор конкретных педагогических ситуаций (1-2 на лекции, 3-5 на практических занятиях, 15—20 в часы самостоятельной работы студентов);
2. введение базовых понятий (личность, сознание, общение, мотив, характер, статус, нормы, ценности, санкции, эмоции, поведение, деятельность), на основе которых возможно научно обоснованное решение ситуаций в противовес стремлениям студента использовать бытовые знания о человеке, действовать с позиций «здравого смысла»;
3. обращение к «правилам предупреждения и решения ситуаций»;
4. процесс решения ситуаций;
5. сравнение собственных решений с решениями мастеров педагогического труда, представленных в ответах.
Такое полное и развернутое решение конкретных ситуаций возможно на практических занятиях, консультациях и в часы самостоятельной работы (если материал включен в соответствующую компьютерную программу). На лекции по психологии технология используется как иллюстрация, а на экзаменах и зачетах как практическое задание к экзаменационному билету.
|
|
Материалы эмпирических исследований, кинофильмы и видеосюжеты
Наряду с опытами целесообразно с учетом темы лекции систематически использовать данные эмпирических исследований психологов, в том числе и из арсенала собственных эмпирических исследований кафедры, проведенных с участием студентов старших курсов (данные дипломных, курсовых работ, научных докладов, психологических характеристик личности и коллектива школьников) и студентов младших курсов (итоги анкетирования, наблюдений, изучения продуктов деятельности школьников и т.д., полученных в ходе ознакомительной педагогической практики). Такие иллюстрации отражают органическую связь психологии и педагогики, пропагандируют комплекс методов психологии, обладающих, по мнению Б.Ф. Ломова, при их системном использовании большой «разрешающей способностью»
Кинофильмы (их отдельные фрагменты) и видеоматериалы помогают оценить связь психологии с жизнью, осознать статус современной психологической науки, подняться от умозрительной академической дисциплины до отрасли непосредственного практического знания.
Фильмы по психологии целесообразно демонстрировать после проблемных лекций, на тематических консультациях, на вечерах вопросов и ответов, перед отправлением студентов на педпрактику и т.д., фрагменты фильмов можно использовать на лекциях и лабораторно-практичсских занятиях.