Способность и одаренность

Одаренные, дети-какие они? Они очень разные, непохожие друг на друга. Так можно выразиться обо всех детях, но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза.

Способности- это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности - это способности к отдельным видам деятельности, например к тем или иным видам искусства, к языкам и т.д. Обнаруживаются способности, как правило по легкости продвижения их обладателя в каком - либо виде деятельности.

Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три вида способных детей. Первая категория - это учащиеся с ранним подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным наукам. Третья категория - это дети с потенциальными признаками одаренности.

Как нужно относится к фактам проявления детской одаренности?

Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого- это еще не сформировавшийся человек, его будущее пока не определено, детские способности - явление специфическое.

Важными предпосылками детской одаренности являются возрастные особенности ребенка. Этапы возрастного развития имеют свои особые черты, при этом черты, свойственные определенному периоду, могут на следующей стадии развития исчезнуть или стать второстепенными. Такой процесс говорит о сензитивности периодах развития, когда обнаруживаются особо благоприятные возможности для того или иного направления развития. У младших школьников повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания; у школьников средних классов возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей; у старших школьников заметней работа анализирующей мысли, готовность к рассуждению и особая впечатлительность. Нужно помнить, что в полной мере характеризующими способности можно считать только такие свойства, которые не исчезают при переходе к новому возрасту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: