Имеется другой подход к проблеме естественной монополии, который избегает и формального регулирования и государственной собственности: система конкурентоспособного предложения франшизы для частных предприятий. Смысл здесь заключается в признании того, что рынки обслуживаются наиболее дешево одной единственной фирмой, которая нуждается в защите от поведения монополий, пока имеется значащая конкуренция за монополистическую франшизу. Если конкуренция в пределах рынка невозможна, может все еще иметь место конкуренция за рынок при помощи продажи на аукционе прав на монопольную франшизу.
Как работал бы такой аукцион? Мы знакомы с аукционами, в которых претенденты предлагают продавцу некоторую цену за товар или услугу, и побеждает самое высокое предложение. Но если монопольная франшиза продавалась бы таким образом, конкурентоспособное предложение цены франшизы просто двигалось бы вверх до количества равного объему ожидаемой будущей прибыли на рынке. Цена монополии - и связанная с ней потеря социального излишка - будут в результате определяться, и это есть та самая вещь, которую мы хотим избежать. Таким образом, предложение цены на франшизу должна иметь другую форму: права на монополистическую франшизу должны предоставляться тому претенденту, который обещает лучшую цену (или, для нестандартизированных товаров, лучшую комбинацию цены и качества) потребителям. Победителем этого аукциона будет претендент, предлагающий самую низкую цену. Конкуренция опустит цены предложения до самых низких возможных уровней для каждого возможного уровня качества изделия. Пока аукцион открыт и на нем нет сговора, и пока вложения в определенный производственный процесс доступны на рынке, не будет нужды бояться результатов монополии даже при том, что отдельной фирме будут действительно предоставлены права как исключительному продавцу. Далее, как только франшиза предоставлена, победившая фирма будет иметь стимулы, чтобы управлять издержками, эффективно вкладывать капитал и оптимально вводить новшества, так как она будет удерживать всю прибыль, полученную от экономии ресурсов.
|
|
Реальный мир предлагает много подходов, которые только теоретически звучат хорошо, однако, такие ученые как Ричард Шмалензи и другие делают оговорку относительно выполнимости подхода предложения цен на франшизу. Один набор проблем касается
неепосредственно процесса предложения цены. Отбор победителя (т.е., определение оптимальной ценовой структуры и набора товаров) может быть сложным процессом, требующим от фирмы, претендующей на франшизу, иметь такие же знания и опыт, как и в предполагаемой регулирующей комиссии. Кроме того, не имеется никакой гарантии, что предложение цены будет конкурентоспособно. В частности, многие новые фирмы могут отказаться предлагать свои пены на франшизу, у которой кончился срок действия, когда предыдущий обладатель франшизы также участвует в предложении цены, так как предыдущей победитель почти несомненно будет лучше информирован относительно фактических затрат и требуемых условий, чем потенциальные претенденты.
|
|
Другой набор проблем касается вероятного поведения победителя, контракт с которым, учитывая неуверенность относительно будущего, будет ограничен в продолжительности. Если контракт имеет относительно длинный срок действия, то должна иметься некоторая формула, чтобы учесть изменения нормы, так как затраты, спрос и технологии обычно меняются через какое-то время, или нужно позволить пересмотр контракта. Если подход формулы неосуществим и позволен пересмотр контракта, то потребность в некотором виде агентства, подобного регулирующей комиссии, становится очевидной. Также некоторый вид агентства может быть необходим, чтобы контролировать контракт по франшизе, если это просто не оставлено судам. Наконец, краткосрочные контракты могут вовлекать использование внешних факторов. То есть, как подходит конец срока действия контракта, франшиза может ограничивать обслуживание и инвестировать в новые активы, предоставляя следующему оператору справляться с последующими проблемами.
Это важные проблемы, но они могут быть легкоразрешимыми. Степень технологической сложности и стремительности изменений в данной промышленности - критические переменные. Если возможно определить ограниченное число стандартов обслуживания, то процесс предложения цены будет управляемым. Если технологическое изменение не является слишком быстрым, будет возможно договориться о формуле для периодических увеличений норм; и проблемы, связанные с пересмотром контракта в середине срока его действия, могут и не возникнуть. Подписание такого контракта при условии, что обладатель франшизы устанавливает обещанные цены и обеспечивает адекватное обслуживание, будет намного более простым решением, чем выполнение всех задач с привлечением прямого регулирования нормы. Наконец, если основные активы могут быть осмотрены и оценены, когда контракт истекает, проблема внешних факторов может быть решена путем предоставления обладателем франшизы закладной, которая может быть конфискована, если проблемы с основным оборудованием будут обнаружены (так же, как арендаторы оплачивают депозит безопасности при аренде квартиры).
Рассмотрим пример предложения цены франшизы на водопроводных сооружениях. Оказывается, что практики обнаружили преимущества в предложении франшизы задолго до теоретиков. Французы использовали систему для местной поставки воды в течение более чем двух столетий. Первый контракт на франшизу по распространению воды был заключен в 1782 г. когда братьям Перье дали исключительные права на распределение воды в Париже сроком на 15 лет. Однако фирма Перье была позже национализирована, и в 1854 г. реальная цена воды в Париже увеличилась в пять раз. В других населенных центрах, частные франшизы на воду были обычны с 1850-х годов, хотя многие муниципалитеты решили строить и управлять своими собственными системами. Начиная с 1950-х годов, большинство муниципалитетов (включая Париж) обратились к частным компаниям, чтобы управлять их системами. Сегодня приблизительно 70% питьевой воды Франции снабжаются частными компаниями.
Отрасль водных поставок хорошо подходит для подхода, предлагающего цену франшизы. Технология водной поставки известна, и спецификация относительно стандартов
|
|
обслуживания и качества может быть с готовностью сформулирована. Некоторые французские города поэтому и предоставляют частным фирмам исключительные права (называемые концессиями) на постройку и использование местной водной системы. Концессионер вкладывает весь капитал на строительство, принимает полную ответственность за управление и обслуживание оборудования, и собирает платежи от пользователей. Концессия обычно предоставляется в течение длинного периода в среднем на 30 лет, чтобы позволить погасить первоначальные затраты капитала. Часто контракт концессии устанавливает цену воды формулой, включающей фиксированные и переменные компоненты (т.е., тариф с двумя частями), по которой пользователи платят фиксированную ежемесячную плату за доступ к трубе некоторого диаметра, через которую производится поставка, плюс переменную плату, основанную на числе использованных кубических метров. В других городах расходы на начальную установку оборудования берет на себя местный орган власти, в то время как частная фирма тогда управляет оборудованием и обеспечивает оборотный капитал. Контракт управления обычно включает детальные спецификации, требующие обслуживание и модернизацию оборудования. Хотя не существуют никаких детальных изучений, чтобы сравнить затраты частных и государственных водных систем во Франции, тенденция к увеличению приватизации (в стране, не отличающейся особой благосклонностью к частному сектору) указывает на эффективное преимущество частных систем. Действительно, частные французские водные поставщики рассматриваются профессионалами в этой отрасли как предприниматели, которые занимают ведущее положение в управлении водных сооружений и новых технологий в этой области, и французские концессии основывают системы в городах Италии, Перу, Марокко, Индонезии, Кувейте и в странах Африки.