В 1945 г. кондитер Ирвин Роббинс открыл в США свое первое кафе-мороженое. Взяв себе в компаньоны своего родственника Бертона Баскина, они вдвоем продолжа и развивать сеть подобных заведений. Уже в 194 9г. в их владении было шесть кафе. Число таких кафе продолжало увеличиваться в последующие годы, и в один прекрасный момент Роббинс и Баскин пришли к выводу, что они не в состоянии на должном уровне осуществлять управление созданным бизнесом. Тогда Баскин и Роббинс решили, что им следует воспользоваться франчайзингом для развития своей предпринимательской деятельности на приемлемых для них условиях и с использованием торговой марки Baskin&Robbins.
Современное состояние компании
Компания Baskin&Robbins за короткое время стала одним из крупнейших предприятий изготовляющих морженое и кондитерские изделия. Она является настоящей империей сладостей, имеющей около 5000 различных кофеен и магазинов, которые расположены более чем в 50 странах мира. На предприятиях компании изготавливается и предлагается потребителям более 7000 сортов мороженого, тортов и десертов.
|
|
Быстрое распространение на новые рынки компания Baskin&Robbins осуществила благодаря эффективному использованию франчайзинга. При реализаци и основных принципов франчайзинга она учитывала особенности каждой отдельной страны, что позволило компани и проникать на самые различные географические рынки. Уже в 1993 г. она открывает свои первые кафе на территории Бывшего СССР.
Компания Baskin&Robbins как франчайзер
Как типичный франчайзер компания Baskin&Robbins передает другому лицу или фирме-франчайзи целостную бизнес-систему и предоставляет определенную помощь в организации, создании и развитии бизнеса. Последнее, в частности, предполагает:
· содействие в анализе бизнес-проекта создания кафе (предприятия), включая анализ местных условий, предполагаемого месторасположения, необходимых объемов инвестиций, сроков окупаемост и и т.д.;
· содействие в разработ е проекта, составлении сметы;
· контроль в ходе строительства кафе;
· поставку основного стандартного оборудования, отделочных материалов и мебели для торгового зала, создающих имидж и неповторимый интерьер кафе;
· бесплатное начальное обучение менеджеров и декораторов тортов в создаваемом Центре по обучению, а для персонала непосредственно на месте будущего кафе;
· омощь в решении текущих вопросов в течение всего срока действи я договора;
· регулярные поставки высококачественного мороженого, широкого ассортимента и сопутствующих материалов;
· маркетинговую поддержку торговой марки.
Анализ указанной помощи компании Baskin&Robbins и наиболее часто используемых «бизнес-форматов» показывает, что франчайзи наиболее жестко привязан к франчайзеру. Это определяется тем, что последний регулирует условия поставки практически готового продукта, а так же необходимого оборудования.
|
|
Обычно компания Baskin&Robbins осуществляет всестороннюю поддержку своих франчайзи за рубежом. Однако в отдельных странах, например в России, компания казалась от этой практики. Российским предпринимаем компания свое оборудование не продает в кредит и не предоставляет в лизинг. Максимальная льгота, на которую може рассчитывать местный франчайзи, — это оплата требуемой суммы частями в течение определенного периода.
Обязательства франчайзи
Фирма франчайзи берет на себя ряд обязательств, среди которых следует отметить следующие:
· франчайзи выплачивает франшизный взнос (+ НДС) за право использования торговой марки (обычно в течение пяти лет), величина этого взноса зависит от эксклюзивности прав на данной территории и численности населения;
· франчайзи уплачивает лицензионный взнос;
· ежемесячно расходует не менее 1 % от валового объема продаж на местную рекламу.
Помимо указанных обязательств, франчайзи следует:
· иметь желание создать собственное кафе-мороженое;
· приобрести или арендовать помещение для кафе с площадью торгового зала, желательно около 60-8 0 м2. Месторасположение и наличие коммуникаций играет определяющую роль в выборе помещения для кафе;
· произвести ремонт помещения в соответствии с общепринятым дизайном компании Baskin&Robbins.
Комплект стандартного оборудования, отделочных материалов и мебели для торгового зала приобретается фран чайзи у компании Baskin&Robbins.
Как сладости продвигаются на рынок?
Еще на стадии своего становления компания Baskin&Robbins разработала свой фирменный стиль. Узор в розовый и коричневый горошек на белом фоне символизирует шарики вишневого и шоколадного мороженого. Это характеризует сортовое разнообразие, чистоту продукта и радость, которую приносит потребление мороженого. При этом количество сортов, предлагаемых в любое время потребителям, составляет 31 - по одному на каждый день месяца. А основным слоганом компани и стал девиз: «Мы продаем не мороженое, а самую настоящую радость».
Вопросы
1. Какие, на ваш взгляд, основные причины успех а компани и Baskin&Robbins на внешних рынках?
2. Почему компания Baskin&Robbins отдает предпочтение франчайзингу?
3. Почему компания Baskin&Robbins использует разные подходы к поддержке своих франчайзи в отдельных странах?
4. Что необходимо сделать компани и Baskin&Robbins, чтобы и дальше эффективно развивать свою внешнеэкономическу ю деятельность?
3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:
- преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).
Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями (с указанием шифра раскрываемой компетенции):
Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
№ | Задание | Содержание задания | Компетенции |
Сегментация рынка: навыки сегментации рынка, обоснования стратегии нацеливания | См. раздел 2 УМК | ПК-15 | |
Создание концепции товара: навыки разработки концепции товара/услуги, разработки уникального торгового предложения, позиционирования. | ПК-15 | ||
Формирование атрибутов торговой марки и бренда: навыки оценки эффективности атрибутов торговой арки/брендов; управления марочным портфелем | ПК-15 | ||
Выбор стратегии ценообразования: навыки обоснования рыночной цены. | ПК-15 | ||
Выбор стратегии продвижения товара/услуги: навыки разработки стратегии продвижения товаров/услуг | ПК-15 | ||
Выбор стратегии коммуникации в процессе продвижения товара/услуги: навыки разработки плана коммуникации компании, оценки эффективности затрат на коммуникации. | ПК-15 | ||
Разработка проекта интегрированных маркетинговых коммуникаций компании | ПК-15 | ||
Внутренний маркетинговый аудит компании: навыки формулировки маркетинговых проблем в компании, а также оценки причин их возникновения | ПК-15 | ||
Разработка бизнес-портфеля компании | ПК-15 | ||
Внешний маркетинговый аудит компании: навыки оценки стратегических перспектив компании в рыночной среде | ПК-15 | ||
Разработка маркетинговой стратегии | ПК-15 | ||
Оценка эффективности маркетинговой деятельности: навыки оценки эффективности маркетинговой деятельности, оптимизации затрат на маркетинг. | ПК-15 | ||
Разработка проекта продвижения товаров/услуг на международном рынке | ПК-15 |
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ
|
|