Исследования А. Бейвеласа

В них особое значение придается характеру групповых целей.

Операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей.

А. В. Петровский (теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе)

Всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех слоёв. Эти слои также рассматриваются как уровни развития групповой сплочённости. развитие сплоченности происходит не только на основе коммуникаций. но и и на основе совместной деятельности.

Структура малой группы с т.з. стратометрической концепции

Слой В — непосредственные эмоциональные контакты

Слой Б — ЦОЕ (ценностно - ориентационное единство) отношения опосредуются совместной дятельностью.

Слой А — ядро, совместная групповая деятельность и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

1 уровень: непосредственные эмоциональные контакты измеряются социометрией. Сплоченность на этом уровне выражается развитием эмоциональных контактов.

2 уровень: уровень ценностно – ориентационного единства: отношения опосредствованы совместной деятельностью (ориентация на общие ценности). Мотивы выбора здесь: совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности. Сплоченность – совпадение системы ценностей, касающихся совместной деятельности.

3 увовень: включение индивида в совместную групповую деятельность. Здесь выделяются разные цели групповой деятельности, здесь же выступают значимые мотивы выбора членов друг друга. Мотивы выбора на этом уровне связаны с более абстрактными ценностями, связанными с отношением к труда, окружающим, миру. Сплоченность – совпадение обших целей групповой деятельности.

Эксперимент А.И. Донцова показал, что в реальной деятельности сплочённость оказывается выше.

1) Исследование в 14 московских школах. Цель: выявить как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с их реальным воплощением в повседневном преподавании и воспитании.

Были выявлены два плана сплоченности:

— сплоченность, демонстрируемая при оценке эталонного ученика

— сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников.

Общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика.

В реальной деятельности сплочённость оказывается выше.Отношение к эталону – это мнение, но не реальная деятельность.

2) Оцениванию подверглись не только ученики, но и коллеги.

Единство ценностных ориентаций оказалось выше тогда. когда речь шла об эталоне учителями. Конкретным предметом деятельность учителя становится не другой учитель, значит совпадение таких ценностей это не параметр непосредственной совсемтной деятельности группы.

Совместная деятельность является главным детерминантом образования группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: