Из произведений Сахаджайогиничинты ясно, что она получила прекрасное образование и была сведуща как в вопросах религиозных, так и светских. Будучи женщиной, Сахаджайогиничинта могла получить свое образование каким угодно способом. Судя по литературным произведениям того периода, царевны, дочери высших чиновников и придворных, девушки из семей знати (кшатрия: ksatriya), а также куртизанки и танцовщицы могли обучаться санскриту, композиции, поэзии, музыке, танцу и различным наукам (шастра: sastra), в том числе камашастре (kamasastra), или науке любви. Хотя наиболее вероятно, что образование получали женщины именно из этих групп, есть свидетельства и о том, что иногда образование было доступно служанкам и женщинам из низких каст.
Вывод об образовании, полученном Сахаджайогиничинтой, можно сделать из сообщений Таранатхи о ее занятиях, ее знакомстве с жизнью царского двора, а также свидетельств, присутствующих в самом тексте ее произведения. В историях линий преемственности, поведанных Таранатхой, говорится, что Сахаджайогиничинта продавала вино, а потом пасла свиней. До этого же, когда она еще звалась Виласьяваджрой, она снабжала вином царя, а это положение было гораздо выше, чем быть простой хозяйкой питейного заведения. Хозяйки винных лавок подавали рисовое пиво и местные вина разной и зачастую весьма сомнительной публике, но Сахаджайогиничинта занимала придворную должность, и на нее была возложена серьезная обязанность обеспечивать двор лучшим виноградным вином, достойным царских уст. Вина такого качества ввозились из Аравии, Персии и Кашмира. Сахаджайогиничинта должна была иметь дело с караванщиками, торгующими драгоценными камнями и пряностями для дорогих вин, и, возможно, обладала познаниями в таких смежных дисциплинах, как счетное дело, наука о драгоценных камнях и виноградарство. По своей должности она должна была часто бывать во дворце, а возможно, даже жила там. Она была достаточно знакома с царем, чтобы знать о его смертельном страхе перед змеями. Она сообщила о его слабости Домбихеруке, чтобы помочь ему обратить царя на путь. Как повествуется дальше в этой истории, когда Домбихерука напустил змей на его дворец, Сахаджайогиничинта тут же подсказала его величеству, куда ему обратиться за помощью.
Происхождение из знатной или купеческой семьи или придворная должность согласуется с полученным Сахаджайогиничинтой широким образованием и ее занятием. Точно так же то, что она была вхожа во дворец, была знакома с царской семьей, знала науку эротики, искусство и танец, могло объясняться и тем, что она была дочерью куртизанки или танцовщицы. Что касается ее буддийского образования, то в начале своего текста Сахаджайогиничинта говорит, что провела много лет в преданном служении у ног своего гуру. Этот период ученичества позволил ей изучить философию абхидхармы, йогачары и Тантры.
Сахаджайогиничинта была образованным и культурным человеком, способным быть духовным наставником во всех вопросах, начиная с философских основ и заканчивая высокими методами йогини-тантр. Тем не менее, в конце концов она покинула высшее общество и поселилась в деревне с супругом из низкой касты, у нее была дочь, а на жизнь она зарабатывала пастьбой свиней. В этом она похожа на таких махасиддхов, как Тилопа и Сараха, которые кормились выжиманием масла и изготовлением стрел, переняв эти ремесла от своих спутниц из низких каст, несмотря на то, что были учеными и могли при желании получать жалованье, работая писцами или учителями. Став тантрической йогини, Сахаджайогиничинта предпочла более простой и свободный образ жизни, не скованный социальными рамками, потому что занятия, странствия и общество свинопаса не слишком привлекают чье-либо внимание, за исключением разве что человека, который ищет тантрического гуру.
Хотя Таранатха сообщает, что Сахаджайогиничинта известна как знаток «высшего блаженства», до нас дошло мало историй, свидетельствующих, что она была учителем. В этом нет ничего необычного, даже если речь идет о такой известной фигуре, поскольку тантрические повествования, к сожалению, очень лаконичны. Сохранившаяся история о Сахаджайогиничинте довольно красноречива. В ней говорится о ее ученике Падмаваджре, одном из «основателей» буддийской Тантры. Пад-маваджра служил жрецом у царя Уддияны и гордился своей образованностью и ораторским искусством. Как-то раз на одной из его буддийских проповедей появилась некая собирательница хвороста, которая, слыша его слова, то смеялась, то плакала. После проповеди она подошла к нему и объяснила, что смеялась потому, что радовалась его умению так красиво говорить, а плакала потому, что не поняла, о чем шла речь. Эта женщина велела Падмаваджре искать гуру Анангаваджру, свинопаса из убогой деревушки на севере.
Найдя Анангаваджру, Падмаваджра почти не обратил на него внимания, но сразу же был восхищен женщиной, с который жил этот учитель. Все свои действия она совершала с полным вниманием, и в каждом ее жесте светилась глубокая погруженность в реальность. Когда Падмаваджра наблюдал, как она выполняет свою грязную работу, ее безупречные, изящные, похожие на танец движения углубили его духовное понимание. Он понял, что, глядя, как она ходит и движется, он получает более глубокое учение, чем если бы слушал любые рассуждения по буддийской философии. Ученый стал умолять Сахаджайогиничинту принять его в ученики, но она рассвирепела и, осыпав ударами, выгнала, приговаривая: разве может она, женщина из низкой касты, быть учителем. Однако Падмаваджра не ушел, а устроился ночевать в свинарнике. Пока он спал, свиньи добрались до его сумы и сжевали все книги. Наутро, обнаружив, что произошло, он стал кричать и топать ногами. На Сахаджайогиничинту такое проявление страсти и гнева произвело большое впечатление, и она согласилась взять его в ученики: «А, так ты не совсем безупречен! Может быть, в конце концов и научишься чему-нибудь от меня!». Падмаваджра получил от Сахаджайоги-ничинты и ее супруга посвящение и наставления. Их дочь избрала Падмаваджру своим тантрическим спутником, и они вместе вернулись во дворец, где Падмаваджра вновь приступил к своим обязанностям, но они вдвоем выполняли тантрическую практику тайно, пока их изобличение не потребовало от них обоих проявить сверхъестественные силы, что способствовало обращению многих людей на путь Тантры.
В этом рассказе отразилась разносторонность жизни, образования и практики Самосовершенной, Подобной Драгоценности Йогини из Уддияны. Подобно драгоценному камню, прославленная йогини столь же многогранна. Она — открывательница учений Тантры, полученных ею в видении во время глубокой медитации. Она — искусный оратор, поражающий своих слушателей чувственным и кипучим видением тантрической сексуальности. Она — искусная проповедница, приобщающая слушателей к духовной практике, внушая им, что мирские удовольствия непостоянны и в конечном счете не приносят удовлетворения. Она — тонкий философ, который рассматривает со всех сторон и распутывает теоретические хитросплетения. Окружавшие ее женщины были вознаграждены за свое присутствие на проповедях поразительным и, возможно, уникальным зрелищем того, как будда откликается на страсть, проявляет любовь и желание, участвует в трансцендентальной забаве — эротической игре.
Сочинение Сахаджайогиничинты чрезвычайно важно для оценки интеллектуального уровня тантрических женщин, потому что Сахаджайогиничинта искусно, авторитетно и свежо пишет о таком предмете, в котором женщины, как считалось, были невежественны, а именно, о йоге тантрического союза. Кроме того, Самосовершенная, Подобная Драгоценности Йогини не была единственной среди женщин обладательницей этого знания. Она передавала это учение собранию женщин, и, опираясь на ее сочинение, мы можем кое-что сказать и о них. Во-первых, это не урок для новичков, потому что здесь мимоходом упоминаются многие сложные учения и высшие практики. Таким образом, содержание текста указывает на то, что ее ученицы были не новичками. Достижение ими высоких уровней духовного пути находит свое подтверждение в том, что они названы «прославленными йогинями, наделенными величием саморожденной мудрости». Сахаджайогиничинта передавала свое учение и мужчинам: среди ее учеников были Падмаваджра и Гхантапа, которые обрели просветление благодаря практике тантрического союза и стали известны как «основатели» буддийской Тантры.
Примечателен и тот факт, что жизненный путь Сахаджайогиничинты проходил в Уддияне. В тантрической литературе Уддияна предстает как наилучшее место для изучения и практики Тантры, поскольку там находилась община женщин-тант-ристок. В Уддияну отправлялись и становились там учениками женщин многочисленные знаменитые практики Тантры: Падмасамбхава, Камбала, Анангаваджра, Лилаваджра, Луи-па, Тилопа, Гхантапа, Буддашриджняна, Гамбхираваджра, Падмаваджра, Атиша и Гоцангпа. Обычно имеется больше информации об этих йогинах, чем об их учителях-женщинах, однако Сахаджайогиничинта представляет собой такой тип женщины, с которым они могли встречаться в Уддияне. Ее пример дает нам увлекательную возможность получить представление об окружении, образе жизни и блистательной мудрости, которыми могла обладать женщина-гуру из Уддияны.
Существовало мнение, что женщины ничего не знали о тантрической сексуальной йоге и их или эксплуатировали в своих целях мужчины, или они участвовали в ней по своей воле, потому что были «ведьмами» или «распутницами». Это утверждение необходимо пересмотреть в свете доказательств того, что женщины с самого начала учили этой йоге и способствовали ее становлению. Мы даже находим конкретный основополагающий текст на эту тему, автором которого была женщина. Поскольку женщины были учителями и знатоками сексуальных йог, справедливо предположить, что женщины не передавали бы учения, которые они сами находили неприемлемыми, оскорбительными или не совместимыми с их духовными целями. Никакие внешние причины не заставляли их это делать, потому что в контексте Тантры нет высшего авторитета, чем гуру, чьи толкования для учеников имеют наибольшую весомость и ценность. В роли гуру как живого авторитета в области тантрического союза женщины были вольны излагать учения в соответствии со своими собственными переживаниями и убеждениями. Таким образом, вероятно, женщины учили и распространяли учения о тантрическом союзе в таком виде, который был для них приемлем. Некоторые из мужчин, ныне признаваемых традицией авторитетными создателями практик, получили эти учения от женщин. То, что эти учения передавались по мужской линии, не исключает их происхождения от женщин.
Эксплуатация несовместима с изначальным замыслом и задачами тантрического союза, как он описывается в классических текстах-первоисточниках и в этом важном учении, переданном женщиной. Знание задуманной формы и содержания практик может помочь выявить отступления от них, а также установить, какова была общественная и культурная среда, благоприятствовавшая их возникновению. Если же в какой-то момент истории этой традиции в нее вторглись отношения, основанные на эксплуатации, как предполагают некоторые, важно исследовать, какие особенности общественного устройства, обычаев и учений повлекли за собой унижение женщин посредством практики, появлению которой они изначально способствовали. Любое вырождение, которое может быть отмечено документально, следует признать изменой первоначальному духу этих практик, как они были задуманы женщинами. Так или иначе, эти учения сохранились в своей классической форме, а практики — как живая традиция.
Есть буддийские учения и практики, которые зародились в тепличных условиях монастырей, но сексуальные йоги не могут претендовать на такое происхождение. Сексуальная садхана предоставляла естественное поле для выражения интересов и устремлений женщин. Поскольку среди первых учителей и созидателей этой разновидности практик были женщины, разумно предположить, что они не стали бы создавать такие практики, в которых ими бы манипулировали или их бы эксплуатировали, или не стали бы истолковывать эти практики в таком ключе. Поскольку женщины способствовали их созданию, они вели к просветлению женщин. Ученые женщины, такие как Лакшминкара и Сахаджайогиничинта, ремесленницы, как Йогини Изготовительница Стрел, танцовщицы, как Домбийогини, куртизанки, как партнерша Гхантапы, и женщины-гуру, как Гангадхара, — все они практиковали йогу союза в русле своего собственного пути к просветлению.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ-