Методические рекомендации. Проверка судебных постановлений в порядке надзора явля­ется проверкой экстраординарной, исключительной уже по той причине

Проверка судебных постановлений в порядке надзора явля­ется проверкой экстраординарной, исключительной уже по той причине, что ее предметом является вступившее в законную силу судебное постановление.

В советский период надзорное производство, включая его воз­буждение, характеризовалось публично-правовыми методами, что давало повод Европейскому Суду по правам человека считать над­зорную инстанцию неэффективным средством судебной защиты. Реформирование гражданского процесса (начиная 'с новелл ГПК РСФСР 1995 г.) привело к значительным изменениям в регулиро­вании надзорного производства, что нашло отражение в ГПК РФ 2002 г.

Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г. внес коррек­тивы в регламентацию надзорного производства, "вписав" его в гражданско-процессуальную форму, далее реформа надзорного производства произошла в 2012 г.

Задача надзорного производства - проверка законности вступивших в законную силу судебных постановлений, которые были предметом рассмотрения в Верховном суде РФ.

Исключительность стадии надзорной проверки проявляется не только в ее предмете, но также в процедурах возбуждения, су­дебного рассмотрения, полномочиях суда надзорной инстанции.

Единственным органом полномочным рассматривать дело в порядке надзора в гражданском процессе является Президиум Верховного суда РФ.

Целями надзорного производства являются: устранение существен­ных ошибок в право применении; обеспечение единства судебной практики. С изменением концепции надзорного производства стали иными его приоритеты: устранение ошибки в применении закона с целью обеспечить надлежащую судебную защиту стало главной задачей надзорной инстанции.

Право на обращение в суд надзорной инстанции принадлежит самим заинтересованным ли­цам. При этом к числу субъектов, имеющих такое право, относятся как участвующие, так и не участвующие в деле лица, права или законные интересы которых нарушены всту­пившим в законную силу судебным постановлением. Предусмот­рен также срок, в течение которого судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции три месяца со дня их вступления в законную силу. Пропущен­ный по уважительной причине срок обращения в суд надзорной инстанции может быть восстановлен.

Надзорное представление может быть подано также прокурором, но только в том случае, если прокурор участ­вовал в деле.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, при наличии фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права.

По общему правилу, в силу свойства неопровержимости всту­пившее в законную силу судебное решение не может быть изме­нено или пересмотрено, за исключением прямо предусмотренных законом случаев. Поэтому основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются исключительными и четко определены в ГПК РФ.

Именно поэто­му порядок передачи дела для рассмотрения надзорной жалобы (или представления прокурора) по существу достаточно сложен.

Можно выделить две процедуры: 1) подача надзорной жа­лобы (представления); ее рассмотрение судьей при отсутствии оснований для возвращения, установленных в ГПК РФ; 2) рассмотрение истребованного в суде надзорной инстанции дела судьей и вынесение определения о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы (представ­ления) по существу в суд надзорной инстанции или об отказе в этом.

При положительном решении судьей вопросов о наличии ос­нований для истребования дела и для передачи дела на рассмотре­ние суда надзорной инстанции надзорная жалоба (представление) принимается для рассмотрения по существу. Дело рассматривается судом надзорной инстанции, с предварительным извещением уча­ствующих в деле лиц о передаче дела для рассмотрения в суд над­зорной инстанции, в порядке, установленном ГПК РФ.

Полномочия суда надзорной инстанции обусловлены его функ­цией - проверкой законности постановлений суда первой, апелляционной или кассационной инстанций. Принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, суд надзорной инстанции вправе только в том случае, если нижестоящим судом допущена ошибка в при­менении и толковании норм материального права. Суд надзорной инстанции не вправе исследовать новые доказательства, устанавливать новые факты и правоотношения, не исследованные судами нижестоящих инстанций. Необосно­ванность судебного постановления не является самостоятельным основанием к его отмене в порядке надзора.

Обратим внимание, что в числе полномочий суда надзорной ин­станции называются оставление заявления без рассмотрения и пре­кращение производства по делу.

В случае отмены судебного постановления и передачи дела на новое рассмотрение указания вышестоящего суда о толкова­нии закона обязательны для суда, вновь рассматривающего дело.

По результатам рассмотрения дела Президиум Верховного суда РФ принимает постановление.

Постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: