Проверка судебных постановлений в порядке надзора является проверкой экстраординарной, исключительной уже по той причине, что ее предметом является вступившее в законную силу судебное постановление.
В советский период надзорное производство, включая его возбуждение, характеризовалось публично-правовыми методами, что давало повод Европейскому Суду по правам человека считать надзорную инстанцию неэффективным средством судебной защиты. Реформирование гражданского процесса (начиная 'с новелл ГПК РСФСР 1995 г.) привело к значительным изменениям в регулировании надзорного производства, что нашло отражение в ГПК РФ 2002 г.
Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г. внес коррективы в регламентацию надзорного производства, "вписав" его в гражданско-процессуальную форму, далее реформа надзорного производства произошла в 2012 г.
Задача надзорного производства - проверка законности вступивших в законную силу судебных постановлений, которые были предметом рассмотрения в Верховном суде РФ.
Исключительность стадии надзорной проверки проявляется не только в ее предмете, но также в процедурах возбуждения, судебного рассмотрения, полномочиях суда надзорной инстанции.
Единственным органом полномочным рассматривать дело в порядке надзора в гражданском процессе является Президиум Верховного суда РФ.
Целями надзорного производства являются: устранение существенных ошибок в право применении; обеспечение единства судебной практики. С изменением концепции надзорного производства стали иными его приоритеты: устранение ошибки в применении закона с целью обеспечить надлежащую судебную защиту стало главной задачей надзорной инстанции.
Право на обращение в суд надзорной инстанции принадлежит самим заинтересованным лицам. При этом к числу субъектов, имеющих такое право, относятся как участвующие, так и не участвующие в деле лица, права или законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Предусмотрен также срок, в течение которого судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции три месяца со дня их вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд надзорной инстанции может быть восстановлен.
Надзорное представление может быть подано также прокурором, но только в том случае, если прокурор участвовал в деле.
Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, при наличии фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права.
По общему правилу, в силу свойства неопровержимости вступившее в законную силу судебное решение не может быть изменено или пересмотрено, за исключением прямо предусмотренных законом случаев. Поэтому основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются исключительными и четко определены в ГПК РФ.
Именно поэтому порядок передачи дела для рассмотрения надзорной жалобы (или представления прокурора) по существу достаточно сложен.
Можно выделить две процедуры: 1) подача надзорной жалобы (представления); ее рассмотрение судьей при отсутствии оснований для возвращения, установленных в ГПК РФ; 2) рассмотрение истребованного в суде надзорной инстанции дела судьей и вынесение определения о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы (представления) по существу в суд надзорной инстанции или об отказе в этом.
При положительном решении судьей вопросов о наличии оснований для истребования дела и для передачи дела на рассмотрение суда надзорной инстанции надзорная жалоба (представление) принимается для рассмотрения по существу. Дело рассматривается судом надзорной инстанции, с предварительным извещением участвующих в деле лиц о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции, в порядке, установленном ГПК РФ.
Полномочия суда надзорной инстанции обусловлены его функцией - проверкой законности постановлений суда первой, апелляционной или кассационной инстанций. Принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, суд надзорной инстанции вправе только в том случае, если нижестоящим судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Суд надзорной инстанции не вправе исследовать новые доказательства, устанавливать новые факты и правоотношения, не исследованные судами нижестоящих инстанций. Необоснованность судебного постановления не является самостоятельным основанием к его отмене в порядке надзора.
Обратим внимание, что в числе полномочий суда надзорной инстанции называются оставление заявления без рассмотрения и прекращение производства по делу.
В случае отмены судебного постановления и передачи дела на новое рассмотрение указания вышестоящего суда о толковании закона обязательны для суда, вновь рассматривающего дело.
По результатам рассмотрения дела Президиум Верховного суда РФ принимает постановление.
Постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.