Рапорт смотрителя училищ о бедственном состоянии мариновской сельской школы

Март 1874 г.

Мариновская сельская школа в ел. Мариновке, при р. Ольховой, открыта в 1868 г. Учащихся по списку числится 26, налицо было 8, а прочие отстали по причине слабого занятия учителя и домашнему хозяйству.

Учитель - заштатный дьячок Иван Куренков, который около 2 недель в отсутствии по своим промыслам, и дети без всякого надзора. С помощью волостного старшины я едва мог собрать 8 учеников, и те - преимуществен­но из певчьего хора и вместе числятся учениками, - учат церковную азбуку, Часослов, а взрослые - Псалтырь, читают посредственно; немногие из них пишут на тетрадях азбуку и прописи, но неправильно и небрежно.

Учитель получает от общества жалованья 84 руб. в год.

Из школьной мебели - один изломанный стол и более ничего. Школа помещается в церковной караулке, в одной комнате со сторожами; комната очень тесная и до того загажена, что совестно войти, и вдобавок сквозь пото­лок, вероятно, от растаявшего снега, падают капели на стол - одним словом, школа самая жалкая во всех отношениях\

Штатный смотритель училищ [подпись] ГАРО, ф. 358, оп. 1, д. 581, л. 3.

ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ НАКАЗНОГО АТАМАНА О НЕОБХО­ДИМОСТИ УВЕЛИЧИТЬ ЧИСЛО НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ В ОБЛАСТИ

28 января 1875 г.

В Главное управление иррегулярных войск

... Из отчета Главного управления иррегулярных войск за 1872 г. видно, что Донское казачье войско по числу учащихся занимает предпоследнее, а по числу школ - последнее место между другими иррегулярными войсками, и для того, чтобы Донская область могла сравняться числом школ с другими казачьими войсками, необходимо почти удвоить количество существующих теперь в области училищ... Количество школ в Донской области далеко не удовлетворяет потребности в образовании местного населения, что народо­население области никак нельзя обвинять в равнодушии к образованию и что, следовательно, неудовлетворительное состояние этого дела всецело за­висит от недостатка народных школ.

Если казачьи приходские училища, как показывают выше приведенные сведения, переполнены учащимися, то надо ожидать, что с введением в Дон­ском войске нового воинского устава, предоставляющего известные льготы по службе лицам, окончившим курс в народных школах, явится такой громад­ный запрос со стороны населения на первоначальное обучение, которому дале­ко не в состоянии будут удовлетворить существующие приходские училища в казачьих станицах и хуторах...

Заботы и средства будущего Донского земства должны быть обращены не на поддержание уже существующих школ, а на открытие новых. Если же издержки по низшему народному образованию всецело обратить на средства земства, то это едва ли будет справедливо в том отношении, что Донское войско, как военное сословие, для развития образования между низшими воинскими чинами вправе ожидать субсидий со стороны войсковой админи­страции. Следовательно, в видах поднятия уровня образования в Донском казачьем войске является положительная необходимость не только оставить те средства, какие теперь получают из войсковых сумм станичные и хутор­ские училища, но еще увеличить их до такой цифры, которая дала бы воз­можность Донскому войску по числу школ в'непродолжительном времени стать наряду с другими казачьими войсками. Но так как войско Донское уже несет весьма значительные расходы на содержание средних учебных заведе­ний в крае и на стипендии в высших заведениях, то справедливо было бы, чтобы Донское земство, ввиду безотлагательной необходимости увеличения числа народных школ в Донской области, обязательно приняло на себя соот­ветствующую часть расходов на низшее народное образование...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: