Джимми Смит по прозвищу «Потрясающий» (1925—2005) —джазовый органист. Джеймс Оскар Смит (James Oscar Smith) родился в Норристауне, округ Монтгомери, штат Пенсильвания, 8 декабря 1925 года. На становление музыкального стиля повлияли госпел и блюз. Достиг известности в 1950-х годах, когда его записи пользовались спросом в музыкальных автоматах. В последующие два десятилетия Смит во многом повлиял на формирование стиля, известного как соул-джаз. Известен также как исполнитель хард-бопа. За свою более чем полувековую карьеру оставил большое наследие в звукозаписи. В 1966 году записал альбом-сюиту вариаций на темы из «Пети и волка» Прокофьева. Последней работой стал записанный совместно с молодым органистом Джои Дефранческо альбом Legacy. Умер в 2005 в возрасте 79 лет. |
Чик Кория.
Чик Кория, (1941 г.Челси штат Массачусетс)настоящее имя Армандо Энтони Кориа, родился в семье выходцев из Сицилии, его отец играл на трубе. Чик с 4 лет за роялем. Окончив школу в Челси, в 1959 г. Чик поступает в Колумбийский университет, но бросает учебу уже через месяц. Кориа затем поступает в музыкальную Джульярд-скул, но и здесь его хватает только на два месяца. Затем Кориа начал играть в бенде трубача Блю Митчелла, потом Чик аккомпанировал Саре Воэн, после чего присоединился к бэнду Майлза Дэвиса, где играл на электропиано. После Девиса, Чик создал авангардно-импровизационной группу "Circle". Его новый коллектив назывался "Return to forever" и исполнял музыку с заметным латиноамериканским влиянием. После роспуска "Return to forever" Кориа записал –дуэт с Гэри Бертоном на фирме ICM Айхера. В 80-х годах создал "Chcik Corea Electric band". В 1992 году Чик, основал собственный лейбл "Stretch Records", на котором вышла вторая дуэтная пластинка с Гэри Бертоном, которая принесла музыканту девятую награду "Grammy". |
Джаз в СССР (хронология)
|
|
Поскольку Россия всегда была литературной страной, в которой «поэт всегда был больше, чем поэт», и литературе, из-за задавленной царизмом Церкви, приходилась решать ещё духовные вопросы, быть совестью нации. Ничего удивительного, что первым человеком, принесшим джаз в СССР был поэт.
Это был Валентин Парнах, поэт, переводчик, историк, путешественник, музыкант, танцор и балетмейстер.
Итак: «В начале было слово».
В июле 1921 года в парижском кафе «Трокадеро» Парнах впервые слышит джаз в исполнении «Джазовых королей Луиса Митчелла». "По-немецки - яц, по-французски - жаз, по-английски - джаз",- было напечатано в 1922 году в Берлине в русскоязычном журнале "Вещь", который издал Илья Эренбург. Подпись - Валентин Парнах. Потом сенсация - в Москву из-за границы приехал Председатель Парижской палаты русских поэтов Валентин Парнах! Его работы уже показывались во многих столицах!
Затем прозвучала музыка. Закупив за границей полную экипировку для джаз-банда — банджо, саксофон, целую ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты — создаёт в Москве ансамбль, называемый «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Сам Парнах ни на чём играть не умел, но тщательно прорепетировал с полными энтузиазма московскими музыкантами музыку, подобную той, что звучала на привезённых им из Парижа американских граммофонных пластинках.
1 октября 1922 года в Москве на Малой Кисловке в ГИТИСе в час дня состоялся первый концерт "Первого в Р.С.Ф.С.Р эксцентрического оркестра - Джаз-Банд Валентина Парнаха. В зале плотно один к одному - вся художественная элита столицы. На сцене - молодые энтузиасты. За роялем - Евгений Габрилович, будущий знаменитый киносценарист. На рояле в ансамбле Парнаха играл будущий знаменитый киносценарист Евгений Габрилович, на ударных — актёр Александр Костомолоцкий. Саксофонист — бывший полковой музыкантский воспитанник Мечислав Капрович, контрабасист — Сергей Тизенгайзен. Габрилович вспоминал, что оркестр изобиловал экзотическими ударными, а также включал редкий инструмент флексатон. Контрабасист, при помощи ножной педали играющий еще и на большом барабане. Ударник-мим. И мим-Парнах, читающий угловатые стихи, танцующий диковинные танцы под синкопированную музыку. Парнах принимал участие в концерте как танцор, создав настолько впечатляющие пластические образы (один из которых сам он называл «жирафовидный истукан»). Наряду с боевиками «Japanese Sandman» Ричарда Уайтинга, «For Me And My Gal» Джорджа Мейера, «Chong» Харолда Уикса, популярной песенки «Sunflower» были исполнены еще и фрагменты из музыки Дариуса Мийо к балету «Бык на крыше».
|
|
Ураганный успех, повлиявший на Мейерхольда, Мандельштама, Эйзенштейна, отразившийся на персонажах Булгакова и Маяковского.
«Джаз-банд» Парнаха впервые участвовал в государственных торжествах (карнавальный парад на сельскохозяйственной выставке, Москва, 1923), «чего до сих пор не было на Западе», комментировала пресса это событие. Летом 1924 года «Джаз-банд» Парнаха играл для делегатов V конгресса Коминтерна. Вскоре Всеволод Мейерхольд пригласил его вместе с «джаз-бандом» участвовать в своих спектаклях - изображать «механистическую цивилизацию Запада».
Ильф и Петров зло высмеяли участие «банды» Парнаха в мейерхольдовских спектаклях, выведя в «Двенадцати стульях» вооружённых «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда.
Условно стиль Парнаха можно отнести к, эксцентричному регтайму. Но ведь и за океаном в джазе того времени в хватало эксцентрики, так в бенде «Original Dixieland Jazz Band» трубача Ника Ла Рока, в пьесе Livery Stable Blues, кларнет изображал крик петух, корнет – ржанье лошади, а тромбон – мычание коровы.
Но вот что хочется отметить, если в США джаз родился в самых низах общества - районе красных фонарей и его слушателями были сутенёры, проститутки и их клиенты. То в СССР джаз впервые прозвучал среди художественной элиты Москвы и его слешателями были писатели, поэты, режиссёры – весь цвет литературной Москвы. Тоже можно сказать о музыкантах, если в США – пионеры джаза были докеры и рабочие, не знавшие, как армстронг нот. То в СССР музыканты джаза легко могли сыграть, как модный фокстрот, так и сложную музыку импрессиониста Жана Кокто “Бык на крыше” – сочинения достаточно сложного, требующего солидного исполнительского мастерства.
И, если блюзовые пианисты, такие как, исполнитель буги-вуги, Джимми Янси, тридцать лет служил дворником в Чикаго, то первый профессиональный бенд в СССР, возглавил выпускник консерватории по классу профессора Ф. М. Блуменфельда – пианист-виртуоз – А. Цфасман.
|
|
Валентин Парнах, (1891 – 1951)
Валентин Парнах, (в 1891 – 1951) Поэт, переводчик, историк, путешественник, музыкант, танцор и балетмейстер. Родился в Таганроге. (Учился в той же гимназии, что и А. Чехов). В 1915 году выехал во Францию. Путешествовал по Аравии и Палестине, Испании, Египту и Сицилии, искал и изучал следы древней и средневековой еврейской культуры, а в европейских библиотеках и архивах открыл пласт поэзии, загубленной и похороненной испанской инквизицией. В 1922 году вернулся в Россию. Парнах сближается с поэтической группой "Московский Парнас", регулярно публикует новационные статьи, выступает в лекциями, ставит танцы в театре Мейерхольда - именно с его приездом у Мейерхольда начинается период биомеханики. Первые стихотворные книги Парнаха вышли в Париже, их иллюстрировали Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, а одну из них предварял портрет автора работы Пабло Пикассо. | Барабанные брейки, бряцание тарелок, лязг диссонансных аккордов, ритмы и синкопы джаза врываются в его стихи: Взметай, Топ Ринулся, мир уязвив, Рэгтайм, Сноп, Взвив Дробящихся, слепящих, взрывчатых синкоп! |
Однако дальнейшая жизнь Валентина Парнаха в России сложилась уже не так блестяще. Выпустив еще одну стихотворную книгу и работу по истории инквизиции, он постепенно выпадет из советской литературной жизни.