Экономическая антропология

Сколько бы мы ни повторяли слова «общество» и «социум», в любом случае нам следует помнить о том, что они обозначают в конечном счете совокупность индивидов — совокупность живых личностей с их конкретными устремлениями, задачами, ценно­стями, эмоциями, характерами. В центре экономической науки, как и всякой другой общественной науки, стоит человек — конк­ретный человек, индивид, личность. Без определенного иссле-

Недавно вышло, по сути, первое в России учебное пособие по этому курсу: Самсин А.И. Основы философии экономики. М., 2003.



14


15


довательского внимания к этому конкретному человеку мир эко­номического анализа окажется неполным и неточным; наивно предполагать, что мы сможем полноценно описать мир эконо­мических явлений, оперируя лишь глобальными экономическими индикаторами и показателями1.

Существует целая наука, которая занимается отдельно чело­веком, феноменом человеческой личности, — это антропология. Однако она распадается на столь разные направления, что объ­единение их в рамках какой-то единой науки многим ученым представляется достаточно сомнительным.

Во-первых, имеется физическая (или биологическая) антропо­логия — раздел биологии, в котором изучается морфология че­ловека, его антропометрия, соматология, учение о расах. Во-вто­рых, в тесном союзе с физической антропологией разрабатыва­ется историческая антропология — изучение социобиологической эволюции человека, а также культуры первобытных народов. В-третьих, историческая антропология дала толчок развитию куль­турной антропологии — науке, в которой исследуют культурные контексты поведения человека в различных обществах, включая самые примитивные. В-четвертых, на некое творческое объеди­нение всех видов социоантропологий претендует социальная ан­тропология — направление, в котором делается акцент на изу­чение различных социальных институтов человеческого обще­ства как в историческом, так и в сравнительном плане. В-пятых, модным направлением в современных политических науках стала политическая антропология — наука, в котором исследуется че­ловек как активный субъект, преобразующий политическую сферу, политическую реальность. В-шестых, среди философских наук имеется философская антропология — философское учение о че­ловеке, когда последний рассматривается как биосоциальное существо, активно вырабатывающее собственные ценности и

нормы.

В результате все эти виды антропологии, а также им подоб­ные пытаются ответить — каждая по-своему — на один-единствен­ный вопрос: «Что есть человек?». Ответы здесь предлагаются разные, зачастую несовместимые; поэтому резонно предположить, что абсолютно исчерпывающего ответа на данный вопрос пока не существует.


Свой собственный вариант ответа на вопрос о сущности че­ловека предлагает и экономическая антропология. Можно считать, что это новая дисциплина, возникшая сравнительно недавно на стыке двух наук — антропологии и экономики.

Экономическая антропологияэто направление в экономической мысли, ставящее перед собой задачу изучения человека как эконо­мического субъекта и разрабатывающее модели различных типов homo oeconomicus«человека экономического».

Основной вопрос экономической антропологии можно сфор­мулировать следующим образом: «Что есть экономический че­ловек?». Рассмотрим вкратце, какие варианты ответа на этот вопрос выставлялись на свет в истории экономической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: