Эволюционный метод как метод исследования истории экономической мысли

Анализируя выше значение понятия «эволюция» для эконо­мической науки, мы обратили внимание на то, что данный тер-

Эволюционная экономика и «мэйнстрим». С. 56.

История экономических учений / Под ред. B.C. Автономова, О. И. Ананьина,

Н.А. Макашовой. С. 638.

193

- 2750 Орехов


мин может относительно истории экономической мысли исполь­зоваться даже не в двух, а в трех значениях:

1) эволюция как «спрямленное», «избавленное от случайно­стей», «логическое в историческом» развитие экономических идеи и концепций;

2) эволюция как «естественный отбор» этих идей и концеп­ций и, как результат, «выживание» «сильнейших идей и концеп­ций» и исчезновение «слабейших»;

3) эволюция как «спокойное», «нормальное» развитие эконо­мической науки в противовес «научным революциям» — смито-рикардианской, марксистской, маржиналистской и т.п.

Обсудим теперь каждое из этих значений.

Использование первого значения понятия «эволюция» неиз­бежно приводит нас к применению эволюционного метода в иссле­довании истории экономической мысли. Мы начинаем изучать экономические концепции и школы как содержащие некое «те­оретическое» или «логическое» зерно и стремимся игнорировать все «случайные» и «излишние» ответвления развития экономи­ческой мысли. Например, изучая классическую политэкономию, мы разбираем прежде всего А. Смита, Т. Мальтуса, Д. Рикардо и Дж.Ст. Милля; значительную часть их «эпигонов» и «после­дователей» можно изучить фрагментарно или вообще игнориро­вать. Ж.-Б. Сэя, например, большинство исследователей затра­гивают лишь в связи с его знаменитым законом1, а такие эко­номисты, как Ф. Бастиа, Д. Бьюкенен, Д. Мак-Куллох, Дж. Милль, Н. Сениор, А. Шторх в подавляющем большинстве случаев ос­таются вне всякого рассмотрения. Применение эволюционного метода здесь имеет также методический и дидактический ха­рактер: оно позволяет значительно упростить структуру учебников и подготовить студента или аспиранта к изложению теоретических частей экономической науки. Тем не менее, особенно в отношении истории экономических учений XX и XXI вв., очень часто воз­никают проблемы: какие направления и каких ученых считать главными в истории экономической мысли, а каких второсте­пенными? как соотносить между собой изложение различных уче­ний? каким образом «вычленять» теоретическое ядро в той или иной концепции? Эти и другие подобные вопросы являются весь­ма значимыми, и экономист, исследующий историю экономи­ческой мысли, обязан дать своим ответам адекватное методоло­гическое обоснование.

1 Однако Блауг посвятил ему целую главу в своем учебнике. См.: БлаугМ. Эко­номическая теория марксизма. Гл. 5.

194


Проблемы, поставленные выше, приводят нас ко второму зна­чению термина «эволюция». Существуют ли «естественный от­бор» и «выживание сильнейших» в сфере идей и концепций? Если существуют, то как он и работают? И вообще, можно ли считать это «отбором» и «выживанием»? Вероятно, поиски ответов на данные вопросы можно суммировать в эволюционный метод во втором, наиболее распространенном его понимании. Если эво­люция как борьба за существование есть в природе и обществе, то почему ее не может быть в «третьем мире» — мире знания, мире идей?

Термин «третий мир» в смысле обозначения мира идей и кон­цепций — термин К. Поппера (см. главу 2 этого учебника):

«Миром 3 я назвал бы мир продуктов человеческого духа, в частности, мир человеческого языка: наших рассказов, наших мифов, наших объяснительных теорий, наших технологий, на­ших биологических и медицинских теорий. Это также мир тво­рений человека в живописи, в архитектуре и музыке — мир всех этих продуктов нашего духа, который, по моему предположению, никогда не возник бы без человеческого языка»1.

Что касается возможности применения эволюционного метода во втором его смысле, то здесь Поппер настроен весьма пози­тивно, и нам остается снова воспроизвести (первый раз это было во второй главе) его знаменитое высказывание:

«Эволюция научного знания представляет собой в основном эволюцию в направлении построения все лучших и лучших те­орий. Это — дарвинистский процесс. Теории становятся луч­ше приспособленными благодаря естественному отбору. Они дают нам все лучшую и лучшую информацию о действитель­ности»2.

Если согласиться с Поппером, то данный метод работает и в от­ношении экономической науки. Переформулируем высказыва­ние британского философа следующим образом:

«Эволюция экономического знания представляет собой эволю­цию в направлении построения все лучших и лучших теорий. Это дарвинистский процесс: здесь имеется как "борьба за существо­вание ", так и "выживание сильнейших ". Экономические теории ста­новятся лучше приспособленными благодаря естественному отбо­ру. Эти экономические теории дают нам все лучшую и лучшую

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. С. 71. Там же. С. 57.

195


информацию о действительности, от всего многообразия относи­тельных истин они ведут нас к абсолютной истине».

Тем не менее глубоко ошибочно полагать, что ответ на по­ставленные выше вопросы получен. Аналогия между биологи­ческим и социальным миром, с одной стороны, и миром идей и знаний, с другой, выглядит весьма натянутой. Идеи и знания немыслимы вне их носителей — живых человеческих личностей, а также общественных групп, движений и партий; как-то неес­тественно делать вывод, что борьбу ведут сами идеи, а не лич­ности, группы или партии. Более разумно будет внести поправку в высказывание К. Поппера и уточнить, что на мир идей, зна­ний и концепций концепция естественного отбора и выживания сильнейших распространяется по аналогии. «Борьба идей» с «вы­живанием сильнейших идей» есть просто хорошо действующая модель реальной биологической и социальной борьбы, и потому эволюционный метод здесь совмещается с методом аналогии и мо­делирования.

В третьем своем значении понятие «эволюция» используется в противовес понятию «научная революция» и предполагает пе­риод «спокойного», «тихого», «нормального» (по Т. Куну) раз­вития экономической науки. Это — промежуток между двумя научными революциями в экономической науке, или промежуток между допарадигмальным развитием экономических знаний и пер­вой научной революцией в них. Например, по нашему мнению, эво­люционным следует считать развитие экономической науки от ее возникновения до первой смито-рикардианской революции (период примерно с VI—IV вв. до н.э. до приблизительно конца XVIII — начала XIX в.) или период от смито-рикардианской на­учной революции до марксистской и маржиналистской революций (конец XIX — начало XX в.).

Говорить здесь о каком-то особом эволюционном методе не имеет смысла, так как надо изучать и научные революции, и эволюци­онные этапы в развитии экономической науки, причем первые, как правило, исследовать всегда гораздо интереснее, чем вторые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: