Размеры элементов поршня можно принять по двигателю – прототипу проектируемому двигателю, или по конструктивным соотношениям, приведенным в [2].
Выполняются следующие расчеты элементов поршня:
1) юбка поршня – на износостойкость;
2) днище поршня – на изгиб;
3) головка поршня в сечении по центру канавки под маслосъемное кольцо, ослабленном отверстиями для отвода масла – на сжатие.
Юбку поршня рассчитывают на износостойкость по удельному давлению (qю, МПа) в сопряжении юбка-цилиндр. Расчет выполняют на режиме номинальной мощности по формуле
qю = Nmax /(hюD), (3.1)
где Nmax – максимальное значение нормальной силы на расчетном режиме, МН;
hю– высота юбки поршня, м; для ДсИЗ hю=(0,6-0,8)D, для дизелей hю=(0,6-1,1)D
D – диаметр поршня (цилиндра), м.
Для поршней ДсИЗ допускаемое давление qю = 0,5...0,8 Мпа, для поршней дизелей qю = 0,7...1,2 МПа.
Расчет днища поршня на изгиб выполняется по известной из сопромата формуле
(3.2)
где –наибольший момент изгиба днища поршня (МН·м),
– момент сопротивления сечения днища поршня изгиб, м3;
–допускаемое напряжение материала поршня на изгиб.
Изгибающий момент равен
= (3.3)
где – максимальное давление действительного цикла на расчетном режиме, МПА;
ri =D/2–(s+t+Dt]– внутренний радиус поршня, м;
s – толщина стенки головки поршня (м), равная для ДсИЗ s=(0,05–0,10)D, для дизелей s=(0,05–0,10)D;
t – радиальная толщина поршневого кольца (м), равная t=(0,038–0,045)D;
Dt – радиальный зазор кольца в канавке поршня, равный 0,0007..0,0011 м.
Момент сопротивления днища изгибу равен
, (3.4)
где – толщина днища поршня, м.
Толщина днища поршня равна: для ДсИЗ δ=(0,05…0,10)D; для дизелей δ=(0,12…0,20)D.
Значения допускаемых напряжений [sиз], МПа:
– при отсутствии ребер жесткости:
для поршней из алюминиевых сплавов 20...25
для чугунных поршней 40...50
– при наличии ребер жесткости:
для поршней из алюминиевых сплавов 50...150
для чугунных поршней 80...200
Расчет поршня в опасном сечении по центру канавки под маслосъемное кольцо, ослабленном отверстиями для отвода масла, следует проверить для расчетного режима на сжатие по формуле
sсж = Рz/Fоп £ [sсж], (3.5)
где
Рz = рzFn, МН; рz – максимальное действительное давление цикла (Мпа), Fn – площадь поршня (м2);
Fоп – площадь опасного сечения, м2.
Fоп= p(dк2 – di2)/4 – (nм¢ × F¢), (3. 6)
где
dк=D–2(t+Dt) – диаметр поршня по дну канавки, м;
di=2ri=D–2(S+t+Dt) – внутренний диаметр поршня, м;
F¢=(dк–di)×dм/2 – площадь продольного диаметрального сечения канала, м2;
nм¢– число масляных отверстий, nм¢=6..12.
Допускаемые напряжения на сжатие для поршней из алюминиевых сплавов [sсж]=30...40 МПа, а чугунных – [sсж] =60...80 МПа.