8 «Началами воз н^и к н о в е н и я». Греческое архе (apyif) —
начало, в философских произведениях имеет двоякое значение: 1) пря
мое — начало во времени, 2) переносное — для обозначения предмета
или явления, полагающего начало чему-нибудь, источника, иногда прин
ципа (латинское principium — начало, перевод греческого «архе»). Так
как русский книжный язык сформировался под влиянием переводов с гре
ческого книг священного писания, то в него перешли оба значения этого
слова, например, «начало дня» и «основные начала» (соответствующее
First principles Спенсера) или «материальное начало». Иногда в переводе
слово это звучит амбивалентно, т. е. его можно понимать и так, и сяк.
9 Определению сущности (6 Xo^cq t^s ooataq или просто-
6 loyos) Аристотель приписывает большое значение, считая сущность (или
форму) основной причиной бытия данного предмета, включающую в себя и
цель. Поэтому он старается дать определение возможно более точное, кото
рое иногда выходит громоздким. Так и в данном случае последняя фраза
в буквальном переводе гласит: «Порождать в самом себе и быть (тем ме
стом), откуда происходит находящееся в самом порождающем порождае
мое». Некоторые определения Аристотеля сделались классическими, на
пример, определение трагедии.
|
|
10Яйцеродящие четвероногие — все рептилии, кроме змей, которые относятся к безногим. Щитковые, имеющие на поверхности щитки (foXis), чешую, отличающуюся от чешуи рыб (Xsrciq); это название служит для обозначения всех рептилий.
11 В «Истории животных» анатомическое описание многих частей дается полнее, а относящееся сюда было даже снабжено рисунком. Указываемое Аристотелем место следующее:
«Сами же яички у живородящих и ходящих животных устроены таким образом: от аорты до головы каждого яичка тянутся два протока ее-нозного характера и два других — от почек; последние содержат кровь, тогда как идущие от аорты бескровны. Проток, (идущий дальше) от головы, у самого яичка плотнее и сухожильнее другого и в каждом яичке загибается снова к голове яичка; от головы протоки обоих яичек сходятся вместе впереди, в половом члене. Изгибающиеся и прилежащие к яичку протоки одеты общей оболочкой, так что кажутся одним протоком, если не снять оболочку. Проток, прилежащий к яичку, содержит еще кровянистую влагу, в меньшем количестве, однако, чем идущие сверху от аорты; в загибающихся же к половому стеблю влага — белая. Идет также проток от мочевого пузыря и соединяется с верхом стебля; вокруг него половой член — вроде обертки. Смотри сказанное на этом рисунке: начало протоков от артерии — где А; головы яичек и доходящие до них протоки — ЕЕ; идущие от них и прилегающие к яичку — 00; изгибающиеся с белой влагой — ВВ; половой член — Д, яички — <[ф («История животных», III, 1, 610а).
|
|
Код семенных протоков по Аристотелю, по современным представлениям, будет таков: arteria и vena spermatica, funiculus spermaticus, caput epididymis, cauda epididymis, vas deferens, pars membranacea ureth-rae. Удвоение движения, о котором говорится, вызвано, очевидно, изгибами протока.
ПРИМЕЧАНИЯ
22$
12 «Семя, собравшееся после того как половой член разогрелся»;
то же воззрение находится в книге «О семени и природе ребенка» «Гип-
пократова сборника» (Гиппократ, Избранные книги, М., 1936.
стр. 224).
13 «Варит ь», «переваривать», «варение» (гсгфк;) являются ходо
выми техническими терминами в медицинских сочинениях греков и у
Аристотеля для обозначения' многих физиолого-химических процессов,
протекающих в здоровом и больном теле. Учение о варении (и других по
добных процессах) подробно излагается в книге IV «Метеорологии», ко
торая, завершая цикл физических сочинений Аристотеля, служит введе
нием в естественно-исторические. Варение есть общий термин для ряда
процессов, которые вызывают тепло в органических веществах и прообра
зом которых служит кухонное приготовление пиши (размягчение, созре
вание, печение, жарение). Точное определение варения та
ково:
«Варение есть получение конечного продукта от действия природного' и собственного тепла из вещей, обладающих противоположными свойствами, Такими является свойственная каждому материя: когда она сварится, она получает окончательный вид и готова. Начало завершения исходит от собственного тепла, даже если оно заканчивается при содействии тепла извне; например, когда пища переваривается при содействии ванн и тому подобного, начало все-таки заключается в собственной теплоте. Ко-печная целб варения в одних случаях — природа, природа в смысле формы (е18с<;) и существа, в других — переход в какую-нибудь надлежащую формуч когда влажное вещество при жарении, варении, гниении или другом способе нагревания получится с такими-то свойствами и в таком-то количестве, тогда оно становится годным и мы говорим, что оно сварено, например, молодое вино, то, что образуется в нарывах, когда возникает гной, слезы, когда появляются корки на глазах, и т. п. Происходит это во всех случаях, когда бывает побеждена материя и влажность, так как она именно получает определенную форму от действия природной теплоты; пока ей присуща определенная соразмерность, она является природной; поэтому-вещества такого рода служат признаком здоровья, как-то: моча, испражнения и вообще выделения. Они называются сваренными, так как показывают, что природное тепло овладело неопределенным веществом. Подвергающееся варению по необходимости становится гуще и теплее, ибо таким его делает теплота: менее объемистым, более плдтным и сухим. Вот что> представляет собой сварение, несварение же есть незаконченность вследствие недостатка теплоты», («Метеорология», IV, 2).
Я привел эту длинную выписку потому, что^ варение в физиологии Аристотеля играет большую роль и речь о нем идет на каждом шагу.
14 Здесь в греческом тексте следует фраза: «Итак, по какой^
причине одни животные имеют яички и т. д.», которая, по предложению-
Ауберта и Виммера, отнесена на конец главы.
15 Группа с е л а х и й приблизительно в том виде, как и теперь.
(акулы, скаты), была хорошо известна грекам и обозначалась этим име
нем (сеХ«хт)). Мясо селахий употреблялось в пищу, и в книге «О внутренних.