Приложение 1
Схема первичного анализа коммуникативного акта
(события коммуникации)
Who | says what | to whom | in which channel | with what effect? |
H. D. Lasswell (1902–1978)
1. Кто является отправителем/источником сообщения (индивид или организация)?
2. Что является содержанием сообщения (письменного или печатного текста, устной речи, мимики, жестов и пантомимики, позы и пространственного расположения, изображения, фильма, ролика, видеоряда, логотипа, символики и т.п.) и в какой форме или разновидности осуществляется коммуникация?
3. Кому направлено сообщение, кто является адресатом (индивид, организация, ‘народ’ и т.п.) и каков тип коммуникации (интраперсональная, межличностная, групповая, внутриорганизационная, массовая, межкультурная)?
4. По какому каналу передается и принимается сообщение (визуальный, слуховой, кинестетический, тактильный)?
5. Каковы цели и функции коммуникации в данном случае (выражение, обращение, сообщение, поэтическая, фатическая, метакоммуникационная)? Чьи и какие потребности она обслуживает?
|
|
Схема функционального анализа коммуникативного акта
(события коммуникации)
1. Проведите функциональный анализ коммуникативного акта/события, укажите средства исполнения той или иной функции.
Функция | Средства |
эмотивная | Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации: модальные слова и обороты мнения и т.п. |
конативная | Внимание сосредоточено на адресате: обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение, указатели и т.п. |
референтивная | Внимание сосредоточено на ситуативном контексте коммуникации: объекте, теме, содержании дискурса. |
поэтическая | Внимание сосредоточено на самом сообщении и ради сообщения: тропы и фигуры речи, украшения и т.п. |
фатическая | Использование коммуникативной системы для установления контакта, поддержания и окончания общения. |
Заполните таблицу для того коммуникативного события, которое Вы наблюдали (презентация фирмы, инаугурация президента, визит иностранной делегации, продажа нового продукта, рекламное объявление, встреча директора школы с родителями будущих школьников, рекламная кампания и т.п.)
Какие функции являются доминирующими в данном коммуникативном акте / событии (функциональный фокус коммуникативного акта/события)?
[26]
Приложение 2