THE ESSENCE OF BUDDHISM
Shambhala Boston & London 2001
Тралег Кьябгон
СУЩНОСТЬ БУДДИЗМА
Деком
Нижний Новгород 2007
ББК 86.35+886 К89
Серия «Эра Водолея». Основана в 2003 году.
Редакционная коллегия серии - В. Я. Гройсман, И. В. Резанова. Художник - В. В. Петрухин.
К89 Кьябгон Тралег. СУЩНОСТЬ БУДДИЗМА. Перевод с английского С. Б. Барсова. НИЖНИЙ Новгород, ДЕКОМ, 2007.-192 с- (Серия «Эра Водолея»)
Эта книга рассказывает об основах традиционного тибетского буддизма, его принципах и практике, а также об истории и учениях главных направлений буддизма. Автор - преподобный Тралег Кьябгон, уроженец Восточного Тибета, президент и директор Буддийского института (Мельбурн, Австралия). Его книга, написанная на основе лекций, прочитанных в Европе, Австралии и США, предназначена как для продвинутых адептов, так и для тех, кто только знакомится с учением буддизма.
Публикуется по соглашению с Shambhala © Traleg Kyabgon, 2001
Publications, Inc. (P. 0. Box 308, Boston, © Издательство ДЕКОМ, перевод, MA 02115, USA) и Агентством Александра оформление, дизайн серии, 2007
|
|
Корженевского (Россия)
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................................................... 4
1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.................................................................................................................................... 4
2.ЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 8
3.МЕДИТАЦИЯ................................................................................................................................................... 14
4.КАРМА И НОВОЕ РОЖДЕНИЕ.......................................................................................................................... 17
5.БУДДИЗМ МАХАЯНЫ...................................................................................................................................... 20
6.ПУТЬ БОДХИСАТТВЫ....................................................................................................................................... 22
7.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МУДРОСТИ И СОСТРАДАНИЯ............................................................................................. 25
8.СВЯЗЬ МЕЖДУ МУДРОСТЬЮ И СОСТРАДАНИЕМ............................................................................................ 28
9.МЕДИТАЦИЯ ИНТУИТИВНОГО ПРОЗРЕНИЯ.................................................................................................... 34
10.РОЛЬ РАЗУМА............................................................................................................................................... 38
11.ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС................................................................................................................................... 45
12.СОСТОЯНИЕ БУДДЫ...................................................................................................................................... 56
13.СУТРА И ТАНТРА............................................................................................................................................ 62
14.ВЫСШАЯ ТАНТРИЧЕСКАЯ ЙОГА..................................................................................................................... 66
15.ШЕСТЬ ЙОГ НАРОПЫ..................................................................................................................................... 68
|
|
16.МАХАМУДРА И ПРИРОДА РАЗУМА.............................................................................................................. 72
17.МЕДИТАЦИЯ МАХАМУДРЫ.......................................................................................................................... 75
ПРЕДИСЛОВИЕ
На первый взгляд может показаться, что нет никакой нужды еще в одной работе об основах буддизма - ведь полки книжных магазинов изобилуют хорошими книгами этой тематики. Еще десяток лет назад такого не было. Однако, как бы кто ни думал, автор убежден, что на этих полках найдется место и для книги, которая ознакомила бы широкую читательскую аудиторию с буддизмом в его тибетской форме, при этом рассматривая Учение с позиций школы кагью - второй по древности в тибетском буддизме. Мне кажется, что одни вступительные, с позволения сказать, книги слишком уж популярны, а другие избыточно академичны, чтобы их с первого прочтения постигли новички. Кроме того, я еще не видел книги, которая излагала бы учение тибетского буддизма о трех янах равно доступно и для неофита, и для весьма опытных адептов. Каждому писателю хочется, чтобы его книга была достаточно полной, но при этом не страдала излишней детальностью. Автор старался удержать равновесие, чтобы текст не оказался ни слишком легковесным, ни слишком мудреным и трудночитаемым.
Книга, в основу которой легли лекции, что автор читал в Австралии, Европе и Соединенных Штатах, разделена на три части, причем каждая посвящена одной из трех ян. Главы с первой по третью включительно знакомят читателя с основными принципами буддийского учения. Довольно детально говорится здесь о четырех благородных истинах и о том, как буддисты учатся нравственным принципам, как они достигают сосредоточенности, как стараются обрести мудрость. Четвертая глава посвящена карме и новому рождению - концепциям, которые играют в традиционном тибетском буддизме очень важную роль.
Вторая часть книги посвящена сутрической и тантрической махаяне. В ней я уделяю основное внимание препятствиям, помехам и помрачениям, которые нам надлежит преодолеть, способам такого преодоления, а также и его результатам. В терминах сутр и тантр рассматривается как основной путь адепта, так и этапы его духовного развития.
Заключительную часть книги автор посвящает обучению и медитации, которые представляются ему высшими точками системы трех ян, рассматривая их с позиции махамудры, явственно выступающей за пределы собственно тантры. Мне хотелось бы, чтобы эта книга оказалась полезной как начинающим, так и уже искушенным буддистам. И если хоть один человек, прочитав ее, обратится к дхарме, автор будет считать себя вполне вознагражденным.