Проблема смысла жизни

1. Образ человека в классической и постклассической философии

Человек по сей день остается загадкой для науки, она не может дать ответа на многие вопросы, связанные с ним. В истории философии существовало множество идей относительно происхождения человека, сущностных качеств, отличающих его от других живых существ, смысла жизни и др. Осмысление этих идей показывает, что в классической и постклассической философии сложились существенно отличающиеся образы человека.

Долгое время классическая философия придерживалась креационистской теории происхождения человека. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум и свободная воля. Они являются божественным даром, отличающим человека от других живых существ. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, естественное и сверхъестественное.

В 19 веке появилась эволюционная теория Ч.Дарвина. Согласно ей, на протяжении миллиардов лет шло прогрессивное развитие живых существ от простых к всё более сложным. Эволюция привела к появлению человека, непосредственным предком которого была обезьяна. Эволюционная теория является признанной научной концепцией происхождения человека.

Эволюционную концепцию дополняет и развивает трудовая теория Ф.Энгельса, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга, появлению сознания. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни.

Хотя в классической философии и сложились два принципиально разных подхода к объяснению происхождения человека, общим для неё является признание разума главной чертой человека, отличающей его от других живых существ. Эта отличительная черта зафиксирована в родовом названии человека – Homo sapiens (Человек разумный). Считалось, что человек, руководствуясь разумом, стремится совершать правильные, полезные, нравственные поступки. Если же человек поступает неправильно или безнравственно, то это значит, что он чего-то не знает или не понимает, и надо ему объяснить, просветить его, дать хорошее образование и воспитание.

В постклассической философии образ человека значительно изменился. Во-первых, в дополнение к креационистской и эволюционной теориям происхождения человека появилась инопланетарная (уфологическая) версия. Она существует в двух вариантах. По первому варианту, жизнь зародилась где-то в космосе, с метеоритами на Землю попали простейшие организмы, которые затем начали эволюционировать. По второму варианту, люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. Однако инопланетарная теория не отвечает на вопрос о возникновении жизни в космосе.

Во-вторых, разум перестал считаться главной и отличительной чертой человека, определяющей его поведение. В гораздо большей степени человеком движет не разум, а энергия, бессознательные стимулы к действию, под влиянием которых человек совершает множество глупых, вредных и безнравственных поступков. Причём, человек – это энергетически избыточное по сравнению с животными существо, энергии у него больше, чем нужно для простого существования. Эта избыточная энергия ищет выход, заставляет человека творить, создавать что-то новое, не даёт ему возможности успокоиться и остановиться на достигнутом.

В-третьих, вопреки распространённому в обыденном сознании мнению о прогрессивном развитии человека в ходе истории представителями постклассической философии высказана идея о регрессе человека. Человек – это дефективное животное, хуже других животных приспособленное к миру: он слаб, медлителен, восприимчив к заболеваниям и в сравнении с другими животными у него плохие слух, обоняние и зрение. Разум компенсирует биологическое несовершенство человека, благодаря ему человек создаёт искусственную среду обитания – цивилизацию. Однако поскольку разум слаб, постольку цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной, может привести к гибели всего живого на планете. Вряд ли это можно назвать прогрессом, скорее это танец на острие бритвы. Вывод: человек – это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента. Человеческая история – это процесс вымирания заведомо обречённого на смерть вида.

2. Природа и сущность человека

Природа человека – это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека – это его главная черта.

В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.

Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело – это биологическая, природная составляющая человека. Душаэто психическая составляющая человека, мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания. Духэто метафизическая (сверхъестественная) составляющая человека, это способность воспринимать и создавать высшие ценности, не имеющие практически-полезного характера, то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические, познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задаёт вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.

Тело, душа и духне равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако новорождённый человек появляется на свет только с двумя составляющими – телом и душой. Дух – это потенциальное свойство человека, которое он должен в себе развить в течение жизни. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», то есть хитроумное животное, по выражению Ф.Ницше.

3. Проблема смысла жизни

Когда рождается детёныш животного, уже понятно, что из него вырастет, так как его будущее однозначно определено его биологической сущностью, то есть биологическими программами поведения, записанными в генах, которые наличествуют в нём уже в момент рождения. Пчёлы не могут не строить соты, бобры – плотины, птицы – гнёзда, так как это диктуется их биологическими программами поведения.

Когда рождается человеческое дитя, такой определённости нет, так как генетика, наследственность играют важную, но не определяющую роль в жизни человека. Человек в гораздо меньшей степени, чем животные, оснащён инстинктами. С одной стороны, это недостаток, который обусловливает долгий период детства и потребность в заботе взрослых. Но, с другой стороны, это и достоинство, потому что даёт человеку свободу в выборе форм поведения, образа жизни, из него можно вылепить что угодно. Если человек вырастет среди волков – будет волком, среди обезьян – обезьяной. Даже жизнь среди людей складывается по-разному: человек может стать героем или предателем, святым или преступником, учителем или маршалом и т.д. Итоговый результат определяется сущностью человека, которая социальна (по материалистической версии) и духовна (по идеалистической версии). И в том, и в другом случае сущность человека не наличествует в нём в момент рождения, как у животных, а приобретается, формируется им в процессе жизни. И чем в большей степени человек впитал социальных и духовных программ поведения (знаний, умений, норм и ценностей морали, религии, искусства и т.п.), тем в большей степени он реализовал свой человеческий потенциал, тем дальше он ушёл в своём развитии от животного. Таким образом, смысл жизни человека — саморазвитие и самосовершенствование, максимальная реализация своих духовных и физических потенций.

Однако с задачей стать человеком справляются далеко не все представители вида Homo sapiens. На протяжении всей истории философы констатировали тот факт, что большинство людей живет не подлинно человеческой, а животной жизнью, заботясь, в основном, об удовлетворении своих физиологических потребностей. Стремясь к счастью, под которым они понимают максимум телесных удовольствий, люди заняты главным образом погоней за материальными благами — деньгами, вещами, властью, карьерой и т.д.

Однако во все времена великие учителя человечества — мудрецы, философы, основатели религий — пытались объяснить людям, что главным средством достижения счастья является саморазвитие и самосовершенствование, формирование у себя таких духовных качеств как мужество (умение победить свой страх), альтруизм (любовь к окружающим), терпимость (уважение тех, кто не похож на тебя внешне или по образу мышления), великодушие (умение прощать обиды), благородство (готовность совершать поступки вопреки своим интересам, выгоде), умеренность (умение довольствоваться малым), благоразумие и ответственность (способность предвидеть последствия своих действий и готовность отвечать за них) и т.п.

Человеку, спокойно относящемуся к материальным благам, умеренному в своих потребностях, заботящемуся не только о своих интересах, но и об интересах окружающих людей, гораздо легче стать счастливым. Это наглядно видно из так называемой «формулы счастья», согласно которой

% счастья = то, что имеешь

то, что хочешь иметь

Из формулы видно, что удовлетворённость жизнью легко повысить, сократив свои потребности. К тому же человек, развивший свои задатки, способен принести максимум пользы обществу, окружающим его людям. И если бы люди вместо борьбы за материальные блага занялись саморазвитием и самосовершенствованием, то общество радикально преобразилось бы, жить в нём стало бы гораздо спокойнее и счастливее, так как отношения людей друг к другу и природе стали бы более органичными, исчезли бы многие проблемы социальной жизни (преступность, войны, терроризм, экологические проблемы и др.).

Тема 15.Проблема сознания в философии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: