Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет название темы № 12 «Правовое положение православной церкви в Российской империи».
Цель проведения данной лекции – сформировать у обучающихся представление о развитии отношений российского государства и православной церкви в XYII – первой половине XIX вв.
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Правовое положение церкви в XV—XVI вв.
2. Раскол в Русской православной церкви
- Церковь в период петровских реформ
- Синод как орган управления церковными делами
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
1. Правовое положение церкви в XV—XVI вв.
В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Взаимоотношения государства и церкви в XVI-XVII вв. были сложными, неоднократно подвергалась изменениям её правовая регламентация.
В 1459 г. московская церковь становится автокефальной: церковный собор постановил ставить в Москве митрополита, «по велению господина нашего великого князя», без всякого участия Константинопольского патриарха. Это стало возможным после взятия столицы Византийской империи турками в 1453 г., в результате чего влияние греческого патриарха резко упало.
|
|
Через сто лет, в 1589 г. в Московском царстве учреждается своё патриаршество, что привело к росту притязаний церкви на политическую власть. В ходе реформы по централизации церковного управления (1620-1626 гг.) были учреждены Патриаршие приказы: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. В 1649 г. возник Монастырский приказ.
Высшим церковным органом был Освященный собор. Все его члены входили в состав Земского собора. Духовенство как сословие обладало некоторыми привилегиями и льготами: оно освобождалось от податей, телесных наказаний, повинностей и др.
Система органов церковного управления включала епископаты, епархии, приходы и монастыри.
Епархии возглавлялись епископами. В их полномочия входили: назначение поповских старост; утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение с разрешения государя архимандритов и игуменов; отправление святительского суда.
В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Во главе приходов стояли священники, назначаемые государственными чиновниками либо избираемые приходом. Монастыри возглавлялись архимандритами и игуменами.
Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество. В церковную судебную систему входили: суды епископов, наместнические суды и монастырские суды.
|
|
В 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. С 1589 г. главным судебным органом церкви стал Суд патриарха. В XVII в. церковные дела рассматривали Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел.
Главными источниками церковного права были: «Кормчая книга», «Правосудье митрополичье» и «Стоглав» (1551 г.).
«Кормчая книга» представляла собой переработанный в XIII веке и приспособленный к русским условиям византийский «Номоканон» - сборник церковных и светских правил, постановлений и законов Византийской империи. «Книга» служила руководством для управления церковью, особенно церковными судами.
«Правосудье митрополичье» - юридический церковный сборник начала XIV века, содержавший несколько переработанные нормы «Устава Ярослава» и «Русской Правды».
В «Стоглаве» были собраны и систематизированы все нормы действующего церковного права. Им определялись: порядок богослужения, дисциплина духовенства, монашества и мирян по отношению к церковным обрядам, литургии и церковной жизни, статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда.
Духовенство, как особое сословие, наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.
Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.
Вместе с тем политическая роль церкви возрастала, в 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней.
Церковь, в лице своих организаций, являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.
Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в «Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем» и «Стоглаве» (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).
|
|
Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции.
Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков судили по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы).
С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.
Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в.