Проблемы терапевтической психологии

Цель этой главы заключается в исследовании взаимоотноше­ний между терапевтической психологией и религиозным консуль­тированием. Мы будем использовать описание двух подходов по Вренну: «Религия и психология дополняют друг друга. Психоло­гия вносит вклад в понимание природы самости и взаимоотно­шений с другими, религия — в понимание значения и цели жизни и значимости этих взаимоотношений. Обе могут внести вклад в повышение эффективности жизни» (325, р. 331).

В психологической литературе отмечается пробуждение ин­тереса к философским проблемам, лежащим в основе психоло­гического изучения человека. Моурер, например, утверждает, что психология, вероятно, должна исследовать долго лелеемое пред­положение, согласно которому нефизические элементы личнос­ти (понимаемые как человеческий разум или дух) обслуживают тело [219]. Хотя личность вырастает из потребностей служить телу, Моурер интересуется, действительноли «разум» имеет осо­бые характеристики и потребность в выживании. Он предпола­гает, что этот вопрос возник тогда, когда тема перешла из обла­сти традиционно слабого натуралистического наблюдения в об­ласть «духа» — традиционно религиозного предмета. До сих пор психологи проявляют возрастающий интерес к предмету «пси­хологического выживания» и «человеческой ситуации». Чело­веческие проблемы, особенно из области психического здоровья, стали весьма актуальными, и практические психологи стре­мятся исследовать все возможные способы помочьклиентам вы­жить психологически. Очевидно, что они стремятся делать это даже тогда, когда эти способы выходят за рамки традиционной лаборатории и строго бихевиористских методов изучения и помо­щи человеку.

Является трюизмом, что психотерапевты и консультанты по­могают разрешить основные проблемы жизни, а именно труднос­ти в любви, конфликты периода взросления, проблемы регулиро­вания чувства вины и преодоления кризисных ситуаций, будь то развод, смерть близкого человека или увольнение с работы. Авто­ры знают о трудностях раскрытия темы ценностей в контексте терапевтической психологии. Эта глава предлагает начальные сведения студентам, которые не очень много читали или думали о многочисленных проблемах, возникающих при несовпадении ценностей клиента и терапевта.

Специалисты по психологическому консультированию без энтузиазма отнеслись к тому, что они могут нести ответствен­ность за то, что в широком смысле определяется как «религи­озное». Такое отношение возникало из-за основанных на опы­те традиций философских различий между социальной на­укой и теологией, эмоциональных крайностей и лицемерия большинства организованных религиозных способов поведе­ния, а также из-за неосведомленности или конфликтности самого консультанта в вопросах духовного. Однако большин­ство специалистов по психологическому консультированию признают, что религиозные представления и чувства стано­вятся мощными позитивными или негативными факторами в жизни их клиентов.

Психология традиционно биологически ориентирована. Ран­ние модели и научные методы конца девятнадцатого века были основаны на физиологии и физике. Философия Дарвина оказа­ла значительное влияние на представления психологов о челове­ке, который, как оказалось, подчиняется тем же законам приро­ды, что и представители животного мира. Ранняя американская психология прибавила функциональную ноту в биологические модели, импортированные из Германии. Была предпринята ак­тивная попытка развести психологию с ее ранними философски­ми корнями и сделать понимание поведения строго научным пред­приятием.

Мы не пропагандируем возвращение к рационалистичес­кому и другим философским методам как замещению тща­тельного наблюдения и строгого экспериментирования. Пси­хология как наука должна оставаться на прочной основе на­учных методов и критического мышления. Тяга к знаниям о человеке и попытки оказать помощь в решении человеческих проблем делают преждевременными и нереалистичными тре­бования к такому «молодому» направлению, как научная пси­хология. Тем не менее психолог-терапевт, встретившийся ере-. альной практикой, ищет для помощи клиенту, помимо науч­ных методов и психологических техник, ценности вне самого процесса помощи.

Предположение о необходимости выхода за пределы строго психологических техник для помощи клиенту с проблемами цен­ностей направляет терапевтического психолога прямо в область:; традиционных религиозных интересов. Здесьснова история пси-: хологии в некоторых пунктах противостоит официальной рели- j гии. Например, Фрейд хорошо известен своими обвинениями в J адрес организованных форм религии в провокационной работе ''[ «Будущееоднойиллюзии»[110].Онутверждал,чтомногиерели- *■■■ гиозные догмы и формы поведения являются проекцией бессоз­нательных желаний. Вдополнение кзлословию или равнодушию некоторых профессиональных психологов, которые имели проч-ныеличныерелигиозные убеждения, могли обвинять в необъек­тивности и религиозном влиянии на клиентов.

Отношение Юнга к религии выражалось в том, что систему убеждений клиента нужно использовать так, чтобы она макси­мально способствовала восстановлению его здоровых отноше­ний. Эта точка зрения радикально отличалась от позиции Фрей­да, который имел склонность рассматривать официальную религию как форму болезни. Юнг известен отстаиванием поло­жения о поиске Бога в жизненном опыте как части процесса индивидуализации [126]. «Бог внутри» - расовое бессо­знательное в системе Юнга, позднее уравнивалось многими с трансцендентальным «Бог вовне». Юнготмечал, что не дело психо­лога устанавливать или даже исследовать объективную правду от­носительно существования Бога. Кроме того, он утверждал, что пси-хологнедолжен создавать псевдорелигию из примитивныхжеланий или мифов. Юнг пытался оставаться в этой сфере ближе к практике и концентрироваться, скорее, надубе, чем нажелудях [317].

Уайт [317], священник и психолог, в духе примирения сблизил проблему Бога с психологией бессознательного. Он попытался свя­зать идею внешней реальности, называемую Богом, с внутренней природой и психологической реальностью человека. Кункель [179], психиатр, также приложил усилия к примирениюдвух сфер в «рели­гиозной психологии». Элементами этих объединенных отношений являются натуралистическое наблюдение и глубокая психология. Они используются для понимания поведения, с одной стороны, а с другой — религия используется для того, чтобы определить цель и направление поведения. Кункель полагает, что человеческие помо­гающие взаимоотношения, такие как психотерапия, и цели при до­стижении зрелости требуют, чтобы оба подхода работали вместе.

Еще раньше также прилагались усилия более тесно связать психотерапевтические методы с подобными попытками религии. Путнам, врач начала двадцатого века из Новой Англии, упорно стремился склонить коллег-психоаналитиков присоединиться к его усилиям по расширению основы психоанализа за счет вклю­чения проблем более крупных сообществ и космоса. В Европе и Америке было оказано сильное сопротивление и проявлено откры­тое отвержение его идей по объединению религиозно ориентиро­ванной метафизики и психоанализа. Это сопротивление сущест­вовало до времен таких писателей, как Фромм [117], Моурер [219], Уайт [317], которые вновь подняли этот вопрос, не предлагая ком­промисса для научной основы психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: