Технология «двойного применения» и охрана интеллектуальной собственности при разработке технологий оборонного значения

Знаменитый российский технологический потенциал, без сомнения есть огромное достижение советской эпохи. Даже сегодня российские технологии впечатляют мир своей новизной и прогрессивностью. Конечно, не все советские технологические достижения были рассчитаны на производственное применение. Особенно это относилось к опережающему технологическому оборудованию, самолетам, машинам и компьютерам. Сегодня российский «хай-тек», военно-технический комплекс новой России, должен разделить свои производственные мощности с гражданским сектором так, чтобы появилась возможность производить в промышленном масштабе новейшие потребительские товары и услуги. Необходимо лучшие военные технологии предоставить гражданскому сектору экономики. В этом сущность технологий двойного применения определяющая их ценность.

Технология двойного применения – дитя мира и предтеча конверсии. Она появилась в США после 2-й Мировой войны, когда пришло время освобождаться не только от немыслимого количества вооружения, но еще и превращать военные заводы в фабрики, способные удовлетворить быстро растущий спрос на потребительские товары.

Второе десятилетие подряд Россия пытается коммерциализировать военные технологии. Одна из основных причин отсутствия успеха – отсутствие получаемой от этого процесса прибыли. Другой фактор, определяющий успех предприятий в коммерциализации военных технологий – потребность в наличии высокого управленческого потенциала при подготовке этого трудного процесса. Эти причины объективны – с ними столкнулись все страны осуществлявшие конверсию.

Полезно начать рассмотрение данного вопроса с истории, так с окончанием Второй мировой войны, экономика США возвратилась в свое довоенное состояние – к экономике мирного времени. Одновременно, пришло понимание военного и финансового влияния Холодной войны. Почти все последующие сорок пять лет, до «бархатной революции» 1988-1989 годов, угроза со стороны советской плановой системы вынуждала США поддерживать на высоком уровне свой оборонный комплекс.

Начиная с 1959 года и на протяжении всего периода Холодной войны, высокие электронные технологии имевшие преимущественно военное применение, стали развиваться и распространяться на коммерческом сегменте рынка.

За это время очередные технологии двойного применения, заслужившие особое внимание военных производителей США, были использованы массой новых компаний на гражданском рынке. Это были такие технологии как компьютеры, телекоммуникационное оборудование для офисов, медицинские инструменты, поверочные и измерительные приборы, включая системы электронно-оптического наблюдения и обнаружения. Технология контроль окружающей среды была особо значимой двойной технологией того времени. Коммерческое применение радио и телевидения, основанного на полупроводниковой электронике, было чуть ранее осуществлено в США и СССР.

Благодаря сложной структуре оборонной промышленности, значительное количество фирм было затронуто конверсионным процессом. Мелкий бизнес способен адаптироваться более быстро, он может найти лучшие возможности применения двойных технологий в гражданской сфере. Большие компании находятся в прекрасной позиции в отношении поддержания дочерних компаний и помощи своим малым контрагентам при создании новых производств с целью быстрого применения новых технологий и реализации продукции на гражданском рынке.

Сама по себе программа успешного перевода оборонных предприятий к коммерческому или общегражданскому бизнесу есть по существу задача формирования бизнес - плана и плана работ для вновь организуемого предприятия. Однако есть несколько значительных обобщенных вариантов обороной специфики дополняемых опытом по созданию обычных новых коммерческих технологических компаний. Производство и продажа новой продукции получаемой с применением двойных технологий также требует, чтобы эта продукция была свободной от специальных регулирующих положений, которые распространяются на родительскую оборонную промышленность. Законодательные сложности, возникающие из-за необоснованных требований безопасности не должны приводить к торможению коммерциализации двойных технологий.

Огромное преимущество, которое Америка имеет перед Россией, при коммерциализации двойных технологий, заключается в высоком уровне развития страны в условиях свободной рыночной экономики. Как и в случае с полупроводниковой промышленностью, открытый рынок позволил высоко технологическим электронным компаниям начать коммерциализацию своей двойной технологии за несколько десятилетий до действительного начала оборонной конверсии. К 1995 в США было уже примерно 130 000 высокотехнологичных электронных компаний и более 4 миллионов человек, занятых в данной сфере. Поразительно в этой цифре то, что большинство компаний являются малыми или средними! Очень не многие из крупных оборонных комплексов США успешно достигли финала полномасштабной конверсии.

Механизм планирования и осуществления успешной коммерческой деятельности – есть бизнес - план. Тщательно продуманный и хорошо выполненный план вовсе не гарантирует успех предприятия, а является по существу первым шагом к нему. Наиболее остро новый бизнес нуждается в формировании команды мотивированных людей, которые не только имеют необходимые технические навыки, но и могут управлять новым делом. Управление новой деловой структурой должно быть полностью независимо от материнской компании, что позволит получить новому предприятию полную свободу деятельности. Это целесообразно для роста самостоятельности новой структуры. Отсутствие такого рода управленческой независимости является проблемой реструктуризации оборонных заводов, как в США так и в России.

Международные стратегические альянсы, основанные на передаче технологий или альянсы, построенные на технологической кооперации, являются мощным механизмом американских оборонных компаний при проникновении и работе на мировом рынке. Для малых и средних фирм в особенности, альянсы стали почти обязательным условием решения финансовых задач присутствия на международном рынке. Для больших компаний, альянсы, включающие техническое кооперирование, стали частью стратегии выживания при диверсификации, приобретении и развитии новых коммерческих технологий.

Неразвитая природа российского «открытого рынка» делает трудной, почти невозможной для малых и средних высокотехнологических предприятий работу на этом рынке. Стратегический альянс между американскими и российскими компаниями предоставляет некоторую возможность для такой деятельности. Тщательное исследование заинтересованности и совместимости размеров компаний, адекватное финансирование и грамотный менеджмент – необходимое и неизбежное условие успеха. В коммерческом плане, многие американские и европейские высокотехнологичные компании создают альянсы, основанные на передаче технологии и кооперации, с целью совместной разработки, производства и маркетинга на территории Европейского Союза.

Поскольку большое число технологий в оборонных компаниях было разработано под эгидой оборонных программ, передача и использование таких технологий или ноу-хау и содержащейся в них интеллектуальной собственности должны учитывать договорные требования оборонных ведомств и ограничения по не разглашению их содержания. Необходимо помнить, что не все альянсы или кооперативные объединения, требуют передачи технологии. Технологическая кооперация и совместные проекты могут осуществляться так, что две стороны совместно будут развивать новую продукцию и работать друг с другом исключительно над маркетинговой стратегией и дальнейшим усовершенствованием этой продукции.

Выбор географической территории, на которой работать и торговать, требует согласия между партнерами и принятие во внимание размеры внесенных ими в альянс фондов. Например, партнерство между американскими и российскими компаниями может выбрать Европу, Ближний восток или тихоокеанский регион в целом, выбирая маркетинговые зоны в дополнение к своим собственным регионам. В дальнейшем производственные мощности могут быть расположены в одном регионе, а торговые операции осуществляться в другом.

Одновременно коммерциализация двойной технологии в глобальных рыночных масштабах должна учитывать нужды и требования существующих и будущих регуляторов деловой среды для удовлетворения стандартам качества предъявляемыми коммерческими рынками. Необходимо кратко рассмотреть существующие нормы:

1. Нормы происхождения / доля местного производства.

Законодательство Европейского союза и в сфере норм происхождения – требует, чтобы продукция, реализуемая в Европе, имела в себе значительную долю содержания происходящего из Европы (доля местного производства) с целью получения права указывать Европу в качестве места происхождения. Доля местного производства может колебаться от 30% до 100% в составе продукции. Продукция к которой предъявляются такие требования главным образом реализуется в сферах телекоммуникации, транспорта, микроэлектроники, цифровых процессоров и коммунальных систем. Процент необходимого местного производства может меняться по странам Европейского союза, в зависимости от обстоятельств и продукции. Россия, например, имеет требования к доли местного производства содержащегося в продаваемой и используемой на внутреннем телекоммуникационном рынке.

Подобные правила могут сильно влиять на возможности малых и средних оборонных производителей по изготовлению и продаже в Европе своей продукции, добавляя новые помехи, которые должны быть преодолены путем устойчивой кооперации с европейскими странами.

2. Гармонизация и сертификация.

Существует законодательство ЕС-92 относительно гармонизации производственных стандартов и сертификации на всей территории ЕС. Это законодат6ельство действительно сняло исторические торговые барьеры существовавшие внутри ЕС. Они были порождены различиями между европейскими странами в стандартизации и требованиях сертификации. Сейчас сертификация в одном европейском государстве расценивается как сертификация во всех.

3. ИСО – 9000.

Чтобы получить доступ на Европейский рынок, производители должны отвечать требованиям Международной Организации по стандартизации (ИСО). Обычно, американские высокотехнологичные товары, такие, как авиакосмические системы, электронные компоненты, измерительное и контрольное оборудование и телекоммуникационное оборудование – в основном, частично или полностью – соответствуют этим требованиям. Стандарты ИСО-9000 позволяют компании получить сертификацию своих производственных процессов, что гарантирует то, что данная система производства качественна по существу. Сертификация должна осуществляться организациями ЕС, которые по профилю уполномочены правительствами государств-членов ЕС проводить контроль над качеством производства. ИСО-9000 также требует сертификацию поставщиков, оценку имущества субконтракторов, облагаемого налогом, плюс необходима инспекция и проверка компонентов поставщика. С момента ввода ИСО-9000 прохождение сертификации производственной деятельности, осуществляемой за пределами ЕС, стала трудноосуществимой. Американские и российские фирмы, не имеющие производств в ЕС, ведут свою деятельность под большим давлением. Они обязаны также производить некоторую часть своей продукции в ЕС или если за пределами ЕС на производствах, отвечающих стандартам ИСО-9000. Для США это большая проблема, но намного острее она стоит в России. Имея двух конкурентов, поставляющих что-либо в Европу, контракт достанется сертифицированному по ИСО-9000. Таким образом, старые оборонные компании, намеревающиеся работать в Европе, должны создавать свои собственные производственные линии, отвечающие требованиям, содержащимся в ИСО-9000.

Всем известно, что оборонные компании сейчас столкнулись со сложным процессом адаптации к коммерческой среде, что должно привести к выработке стратегии выживания, которая включает необходимость проникновения и расширения присутствия на мировом рынке. Потенциально, наиболее удобная схема для таких предприятий с целью проникновения на глобальное рыночное пространство, есть стратегический альянс или сотрудничество. Такой альянс может быть в форме американо-российского делового сотрудничества.

Но на практике усилия по созданию стратегических альянсов в сфере двойной технологии между малыми и средними американскими предприятиями с одной и россиянами с другой стороны редко приводили к успеху. Как видно из нашего неудачного опыта, для американских компаний в Российской Федерации существуют реальные трудно преодолимые препятствия, на которые указывают экономисты и предприниматели. В частности Харри Зело, ведущий американский эксперт в области защиты прав интеллектуальной собственности при международной передаче технологий, в совместном российско-американском научном труде, посвященном анализу результатов конверсии 90-х годов, указал на следующие, наиболее неприглядные моменты:

- относительно невысокие возможности независимых российских предприятий по привлечению двойных технологий;

- американские средние предприятия не могут создавать альянсы с аналогичными российскими оборонными структурами по причине величины последних, разно направленности и сложной централизованной системы управления;

- различия в понимании и опыте маркетинга и рыночного развития при реализации новой продукции;

- отсутствия финансовых ресурсов у российской стороны для совместного инвестирования или внесения в альянс;

- нехватки квалифицированных российских управленцев высшего звена и кандидатов в топ менеджеры мирового уровня.

Как известно, основные направления и объемы разработок оборонных технологий определяются военной доктриной государства. Военная доктрина государства представляет, по сути, некоторую экспертную оценку наличия военной угрозы этому государству извне и избрание способа реагирования государства на эту угрозу. В настоящее время любая военная доктрина является долгосрочной программой действий, предполагающей планирование на много лет вперед, выделение больших средств государственного бюджета и привлечение существенного научного потенциала.

Сегодняшняя правовая основа ведения и охраны разработок оборонного комплекса возглавляется Конституцией РФ, ст. 4, которой закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Целостность и неприкосновенность территории являются одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших функций государства.

Статья 71 Конституции закрепила, что в исключительном ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

Положения Конституции, относящиеся к области обороны и оборонного производства развивают следующие федеральные законы - ФЗ «Об обороне», который определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ФЗ «О государственном оборонном заказе», который устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа, ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, который устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

Важное значение имеет ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», устанавливающий правовые основы и принципы государственной политики в области проведения конверсии оборонной промышленности, государственного регулирования и государственной поддержки конверсии оборонной промышленности и направлен на проведение конверсии оборонной промышленности на основе наиболее эффективного использования производственных мощностей, научно - технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых организаций и обеспечение социальной защиты работников конверсируемых организаций.

Интересным представляется опыт Агентства по Оценке и Исследованиям в области Обороны (Defense Evaluation and Research Agency (DERA)) (Великобритания), которое было создано не только для того, чтобы обеспечивать независимое, высококачественное, эффективное и рентабельное научное и техническое обслуживание своих заказчиков, среди которых основным и первоочередным является Министерство Обороны Великобритании но и должно было обеспечивать возможность использования потенциала, накопленного при проведении оборонных разработок, для так называемого законного параллельного использования.

Закрепление именно параллельного использования наработанных технологий позволяет постоянно внедрять их в производство гражданской продукции, то есть по сути обеспечивает постоянное участие ученых, занятых в области военных разработок, в процессе создания продукции мирного назначения.

Для выполнения своих функций DERA поддерживает и постоянно повышает уровень компетенции и своих сотрудников в областях их деятельности, аккумулирует техническую информацию о разработках и исследованиях, проводимых в мире, обеспечивая тем самым высокий уровень создаваемой агентством интеллектуальной продукции и предоставляемых услуг, их полное соответствие оборонным и гражданским нуждам.

DERA доказало свою эффективность многократно, и недавний пример - создание на базе оборонной технологии революционно нового типа громкоговорителей, которые на сегодня составляют практически безграничный рынок сверхрентабельной продукции, разрабатываемой фирмой NXT. Получив первоначально лицензию от DERA на изобретения, созданные специалистами агентства, фирма NXТ самостоятельно продолжило разработки, которые на сегодня защищены 1500 патентов в 66 странах мира. Чтобы представить себе уровень доходов фирмы NXT, часть из которых получает DERA в виде платежей по лицензионным соглашениям, можно отметить, что на сегодня более 240 крупнейших фирм заключили лицензионные соглашения с фирмой NXT на право производства изобретенных громкоговорителей, причем ежегодные платежи по этим соглашениям составляют от одного до нескольких десятком миллионов долларов.

Научно-технические достижения, полученные в ходе исследований, и инженерные разработки, имеющие научную или техническую новизну, являются интеллектуальной собственностью предприятий-разработчиков и коллектива исследователей и поэтому могут являться предметом рыночных отношений. Во избежание использования результатов работ сторонними организациями, что может нанести материальный ущерб разработчикам в условиях конкуренции на рынке продукции, необходимо документально зафиксировать первенство (приоритет) в создании данной технологии или оборудования.

Направлениями защиты приоритета научных разработок в настоящее время являются:

1) Оформление отчетов и научных статей.

Одной из форм защиты приоритета результатов научных исследований является их опубликование в виде статей, листков технической информации, научных отчетов, выступление на конференциях с изданием сборников материалов в печатной или электронной форме.

Научные отчеты оформляются в соответствии с ГОСТами, ОСТами и другими нормативными документами. Они проходят государственную регистрацию и хранятся в виде микрофильмов, на дисках и в печатной форме.

Научные статьи, как правило состоят из следующих основных разделов:

- введение, где кратко освещается состояние вопроса и показывается актуальность работы;

- методика исследований, где кратко описываются используемые методы постановки экспериментов и обработки их результатов, экспериментальная и контрольно-измерительная аппаратура, материалы и т.п.;

- основная часть, где приводятся полученные теоретические модели и зависимости, описываются главные результаты исследований с необходимым количеством иллюстраций в виде фотографий, схем, рисунков, графиков;

- заключение (выводы), где излагаются практические, имеющие ценность результаты, подтверждающие научную новизну работы;

- список литературы.

Если в статье используются результаты работы других авторов или данного автора, но опубликованные ранее, то в тексте делается ссылка на данного автора или его работу. Название работы помещается в списке литературы, а номер ссылки указывается в квадратных скобках в тексте. В списке литературы все источники информации располагаются в порядке упоминания в тексте статьи. Конкретные требования к оформлению могут отличаться в различных издательствах и учитываются в каждом случае отдельно.

Тезисы докладов на конференциях по структуре аналогичны статьям, но содержат резко сокращенный объем информации (только основные положения и результаты). Объем тезисов как правило составляет 1-2 страницы машинописного текста, включая иллюстрации. В последнее время по итогам конференций издаются сборники материалов, включающие практически полное содержание докладов. По объему и требованиям к оформлению эти материалы не отличаются от статей.

Если результаты исследований имеют несколько положений научной новизны, отличаются значительной глубиной, содержат значительный объем теоретических и экспериментальных исследований и представляют собой решение важной научно-практической проблемы или актуальной задачи, то они могут быть оформлены в виде кандидатских или докторских диссертаций, защищаемых в соответствующих направлению работы советах и утверждаемых ВАК Минобразования и науки России.

2) Оформление заявок на изобретения

Если в процессе исследований и анализа источников научно-технической информации оказывается, что разрабатываемая технология или оборудование значительно отличаются от известных решений, то может быть поставлен вопрос о том, что данная разработка обладает существенной новизной и может быть защищена патентами России или зарубежных стран. В том случае по итогам исследований оформляются заявки на предполагаемое изобретение (до получения приоритетной справки по заявке все другие публикации не допускаются или в них не отражается сущность нового решения). После получения предприятием-заявителем или авторами патента на изобретение другие организации или физические лица не имеют права использовать эти решения в своих разработках. Если в таком использовании возникает настоятельная необходимость, право на это приобретается путем покупки у патентообладателя лицензии. Особенности оформления лицензионных договоров изложены ниже, здесь же приводятся некоторые определения и термины.

3) Оформление лицензионных договоров, сущность которых будет рассматриваться ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: