Мировоззрение и его исторические типы

Качество личности во многом определяется ее мировоззрением. Последовательное, сбалансированное мировоззрение придает личности и ее проявлениям целостность, рациональность и предсказуемость. Это важно в строительстве человеческих отношений на всех уровнях, начиная с межличностных; это необходимо самому человеку, чтобы адекватно реализовывать свой потенциал и быть хозяином своей судьбы. Поэтому задача формирования мировоззрения – и использование для этого возможностей и ресурсов философии – является для современного человека жизненной задачей.

В мировоззрении соединяются наши мысли и чувства, формируются убеждения, побуждающие к деятельности определенного направления. Дефектное мировоззрение, отражающее односторонний, поверхностный подход личности к жизни, служит базой деструктивного поведения. Негативные действия личностного и общественного характера – такие, как нарушение нравственных, эстетических, правовых, конфессиональных, профессиональных предписаний, – часто являются следствием мировоззренческого примитивизма. Начинается же все это с недооценки значения мировоззрения в формировании личности, упрощенного взгляда на необходимость мировоззрения для жизнедеятельности человека.

Восточные мудрецы утверждали, что мир человека подобен космосу. Хотите познать и воспитать себя – узнайте устройство внешнего мира, вашего большого дома. В мире надо жить в согласии с законами, управляющими им, и определять собственное место в жизни на основе знаний.

Мировоззрение – это особым способом выстроенное знание о мире в целом, о месте в нем человека и смысле человеческой жизни. Эта определяющая формулировка фиксирует характерные признаки мировоззрения:

1. качество мировоззрения обусловлено способом (методом) его построения;

2. в мировоззрении участвуют обобщающие знания;

3. в нем выражается интерес человека и мера его человечности (гуманности).

Период формирования мировоззрения равен нашей жизни. Он начинается с первых ощущений, связанных с окружающими ребенка предметами, людьми, и продолжается до конца, когда мозг уже не в состоянии обеспечить деятельность сознания. Парадокс в том, что сначала угасает самое совершенное в человеке – его личностное выражение, биологическая смерть наступает позже. Однако чувства и деятельность личности, запечатленные в отношениях к миру, остаются реальностью общественной жизни как объективированная память. Жизнь человека продолжается в том, что он оставил людям. Л. Фейербах писал, что человеческое познание нужно выстраивать на любви к человеку. Это и есть стержень гуманистического мировоззрения.

В личностном аспекте конструирование мировоззрения можно представить в виде следующей спирали.

В мировоззрении, сознательно либо подсознательно, каждый примеряет все другое, отличное от меня, к себе, что естественно, ибо я делаю свое мировоззрение. Важнейшим этапом личностного развития – истории Я – считается процесс идентификации: кто есть «я» и «они». Со временем проясняется, что нельзя совсем отчуждаться от «них». Они» – условие и моего существования. Формула «я и они» уступает место формуле сознания «мы». Человек живет в обществе, потому что он социальное существо по своей природе. Иначе он жить не способен.

Осознание значения «мы» делает нас заложниками новой проблемы: «Что есть, кроме нас?» Факт признания того, что вне нас и необходимости взаимосвязанности нашего существования особых вопросов не вызывает. Проблема в том, какова природа того, что вне нас? Если она естественная, то и человеческая история столь же естественна; если сверхъестественная, то и мы – продукт деятельности создателя. Вопрос о том, существует вне нас только природа, или за ней (в ней) присутствует творец, сохраняет свою мировоззренческую актуальность. Объяснить подобное положение несложно. Все попытки доказать и опровергнуть бытие Бога успеха не принесли, оставив проблему открытой для дискуссии, а в науке о фундаментальных процессах в природе загадок по-прежнему предостаточно.

Понятие "мировоззрение" соседствует и взаимосвязано с понятиями "картина мира", "мироощущение", "миропонимание","мировосприятие", "миропредставление". Все перечисленные вслед за мировоззрением понятия характеризуют либо одну из его сторон, либо уровень отражения мира. В них нужно видеть то, что призвано дополнять, раскрывать содержание основного понятия.

В мировоззрении, как было показано в предыдущем параграфе, выделяются две стороны: знания о мире в целом, выстроенные определенным образом, и выражение нашего отношения к миру в ценностях.

Схематично сказанное можно представить так:

Вторая сторона, как и положено, формируется под воздействием первой. Наше отношение к миру опосредовано знаниями о нем, причем речь идет не о сумме знаний. Количество знаний само по себе не перерастает в качество. Качество знаний проявляется в понимании. Выхваченные из целостного образа мира отдельные знания даже в большом количестве остаются односторонними и поверхностными. Жертвами идеологов насилия всех мастей, от религиозных фанатиков до политических авантюристов, становятся те, кто довольствуется знаниями фактов и не способен правильно понять их происхождение, оценить значение и перспективы. Поэтому востребовано именно систематическое знание о мире как основа мировоззрения.

Вторая сторона мировоззрения – наше отношение к миру – выступает в форме ценностей, которые образуют определенную иерархию. Иерархия ценностей – важнейший критерий оценки личности. Ценности бывают личностными (отношение к себе); семейными (верность традициям поколений); профессиональными (преданность делу, гордость за дело, которому служишь); национальными (патриотизм); общечеловеческими (гуманизм, уважение к старшим, любовь к детям, демократичность). Представление личности о соотношении этих ценностей раскрывает состояние нашего духа.

Знания личность пополняет из общего человеческого наследства. Львиная доля наших знаний называется нашими лишь условно: они присутствуют у многих. Такие знания субъективны по форме, но по содержанию эти знания интерсубъективны, повторяются у разных субъектов.

Отношение к миру, напротив, индивидуально, обусловлено спецификой нервной деятельности, типом личности, жизненным опытом, воспитанием, образованием. Расположенность к определенному мировоззрению заложена в биологических недрах личности; реальное конструирование мировоззрения – персональный процесс. В наследство передать мировоззрение нельзя, можно лишь направить его строительство.

Процесс становления и развития мировоззрения в опыте является многофакторным. В нем участвует опыт различных форм. Попытаемся представить визуально опытные факторы, воздействующие на мировоззрение.


В схеме содержится подсказка к ответу на вопрос: «Почему в общих условиях развивается разное мировоззрение?» Причина, очевидно, заложена в психофизиологическом статусе человека. Когда выражены лидерские устремления, то естественной выглядит тяга к опыту собственной жизни. Личность активно ищет приложения имеющихся сил, расширяет жизненное пространство, больше доверяет себе, предпочитая делегировать свой опыт, обращать остальных "в свою веру". Те же, кто не испытывает особого желания быть впереди всех, устраиваются в стороне, наблюдают и делают вывод из чужих проб и ошибок. Это не худшая, а просто иная позиция в сравнении с «локомотивами».

Философия же – это огромный резервуар коллективного опыта человечества, который стоит использовать при конструировании своего мировоззрения именно в этом качестве.

Как и все в мире, мировоззрение имеет историю. Существует три основных исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

Исторически первой попыткой построения мировоззрения была мифология. Разные народы создавали свои системы мифов, которые описывали мир, объясняли его происхождение и существующий в нем порядок, утверждали определенные социальные правила и тем самым ориентировали человека в мире и в его жизни.Возникшие впоследствии мировые религии брали эти задачи на себя, объясняя, что мир создан Богом, и выводя из этого и принципы устройства мира, и нормы жизни, на которые следует ориентироваться человеку. Философия же сложилась как систематизированное и теоретически обосновываемое мировоззрение, использующее достижения науки.

История мировоззрения некоторым образом воспроизводит эволюцию индивидуального постижения мира. Согласно биогенетическому закону, каждый отдельный эмбрион в сжатом виде проходит главные фазы биологической эволюции. Общий биологический путь реализуется в частном. В исторических типах мировоззрения, напротив, наблюдается последовательность развития, присущая индивидуальному сознанию человека, что соответствует специфике социальной формы движения. Она включает в свой механизм человека в качестве движущего и разрешающего противоречия фактора. Потребности человека приводят в движение общественную жизнь, человеческая деятельность служит социальным лифтом.

Мировоззрение развивалось как отражение в общественном сознании потребностей и как выражение прогресса в познании человеком мира. Этим объясняется логика прогресса мировоззрения. Каждый исторический тип был симметричен качеству социальной реальности – воспроизводил уровень человеческих практических и познавательных возможностей.

Миф и архаическая религия отражали потребности общества на стадии становления социальных институтов. Сначала актуально было попытаться объяснить мир, исходя из явного дефицита знаний. Претендовать на соучастие в строительстве миропорядка в отсутствие реальных практических возможностей было неразумно и неисторично.

Философия знаменовала исторический переход мышления на уровень господства абстрактных технологий. Человек не только сообразил, что в знаниях заключена сила, он понял значение знаний, оторванных от непосредственного воздействия предметов. Открытие силы рационального мышления стало ключевым явлением для эволюции мировоззрения. Человечество испытало новую потребность – направленно и активно включается в совершенствование мирового порядка. Нужно было новое миропонимание, не ущемляющие статус и интересы человека, основанное на свободе мышления. От мировоззрения ждали, наряду с объяснением миропорядка, определения перспектив деятельности человека в мире.

Структура мира согласно мифу предстает так:

Невидимая часть Видимая часть

Мир духов (богов) Мир человека и вещей

МИР

То же, с точки зрения религии:

Мир Богов (духов) Мир человека и вещей

МИР

Философское толкование:

Невидимая часть Видимая часть

Мир сущностей Мир явлений

МИР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А теперь посмотрим, в какой последовательности изменяется сознание человека. Ребенок до пяти-шести лет находится во власти чувств. Рождающееся сознание еще не во власти логики, управляющей абстрактным мышлением. Дефицит знаний еще не стесняет. Вакуум заполняется тем, что создает богатое, а главное – свободно движущееся детское воображение. Этому соответствует «мифологическая» стадия, за которой следует «религиозная» – фаза принятия знаний, предлагаемых человеку с позиции внешних авторитетов.

По мере социального прогресса, связанного с углублением общественного разделения труда, возрастанием значения профессиональной деятельности мировоззрение все более трансформируется в продукт критического мышления. Необходимость решать глобальные проблемы, социальная ответственность побуждает к поиску условий взаимодействия во имя достижения общей гуманитарной цели.

Итак, основной закон мировоззрения прост: каждый сам строит свое мировоззрение. Индивидуальность мировоззрения развивается в двух аспектах: разумно-эгоистическом – нормальное направление, и эгоцентрическом, когда абсолютизируется «Я». Этот факт исторически получил философскую оценку. Ее сформулировал И. Кант: другой человек для тебя может быть целью, но ни в коем случае не средством. Если такой принцип превратится в общее правило жизни, то все будут удовлетворены.

Значение мировоззрения в личной жизни раскрывается в следующем:

• оно систематизирует самые важные знания;

• способствует устойчивости жизненного движения;

Извлечем некоторые выводы из сравнительного анализа исторических типов мировоззрения:

1. В каждую значительную эпоху возникал соответствующий ей тип мировоззрения, т.е. все типы объективно обусловлены.

2. Философия родилась в эпоху осознания силы знаний в свете активизации деятельности человека.

3. В философии наиболее адекватно и полно отразилось активное бытие человека, она гуманнее мифа и религии:

3.1. В философии было разработано принципиально новое понимание структуры мира.

3.2. Философия открыла перспективы человеческой деятельности, что стимулировало культурный прогресс.

3.3. К необходимости объяснительной стороны мировоззрения философия присоединила целесообразность преобразующего характера человеческой деятельности. Это отличает ее от мифа и религии, которые исходят из постулата сотворенного мира, накладывая на его преобразование либо табу, либо жесткие ограничения.

3.4. С философией, допускающей диалог, дискуссии по существу дела, справедливо связывают начало демократизации общественного сознания и политический прорыв в область «естественного права» и «общественного договора». Большинство философов отвергало насилие как средство преодоления общественных противоречий.

Важнейшие идеи темы:

· Только целостное понимание мира может быть действительным основанием истинного знания его составляющих;

· Мировоззрение призвано не только дать знание о мире – быть картиной мира, но и констатировать положение в мире человека, раскрывать смысл человеческого бытия;

· Качество мировоззрения определяется способом его конструирования и объективностью знаний, на которые оно опирается;

· Наиболее современным является мировоззрение, выстроенное в сотрудничестве философии с наукой;

· Античные мудрецы были правы, полагая, что человек должен познать и воспитать себя, но, чтобы это сделать продуктивно, нужно понять мир.

Вопросы для самопроверки.

1. Что называют мировоззрением? Назовите основные признаки мировоззрения.

2. Из каких компонентов складывается мировоззрение?

3. Каково соотношение понятий "мировоззрение", "мироощущение", "миропонимание", "картина мира"?

4. Что отражено в исторических типах мировоззрения?

5. Что общего и в чем различия мифологии и религии как мировоззрения?

6. В чем особенности философии как исторического типа мировоззрения?

7. В чем состоят источники мировоззрения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: