Цена как экономическая категория

Рынок и цена - категории, обусловленные товарным произ­водством. При этом первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве основной формой проявле­ния товарно-денежных отношений и стоимостных категорий яв­ляется рынок.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалан­сированности спроса и предложения. Он является одним из регу­ляторов общественного производства, способствуя «движению» ре­сурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов под воздействием товарно-денежных отношений.

По мере перехода к рыночной экономике предприятие и его собственники самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимают производственно-экономические и другие решения. Только пред­приниматели решают: что, сколько, когда, где, какого качества продукцию изготовлять, кому и на каких условиях, по каким це­нам продавать ее и т.д.

Цена - это денежное выражение стоимости единицы товара или - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими её секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализует через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов)

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукциии спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видовтоваров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

- Оптовые цены на продукцию промышленности по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям;

- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договоренные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных, цен расширяется;

- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию

населению, предприятиям, организациям;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Цена включает в себя ряд эле­ментов, при этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне. Состав и структура цены приведены в таблице 9.

Таблица 9 – Состав цены

  Себестоимость продукции   Прибыль предприятия Налоги Наценки посреднических организаций   Торговые наценки
Налог на добавленную стоимость Акциз (по подакцизным товаром)
Отпускная цена предприятия    
Оптовая рыночная цена (цена посредника)    
Розничная цена        

Основу цены продукции составляет её себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятие стремится к тому чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечить не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.

Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС) являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.

Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка - 18%. В месте, с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассортимента и ряд других).

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.

В зависимости от сферы регулирования различают: свободные цены, договорно-контрактные, регулируемые.

В зависимости от территории действия различают: единые или поясные, региональные или зональные.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: цену «франко-склад поставщик», «франко-станция отправления», «франко-склад потребителя» и д.р. Система фланкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.

По времени действия цены подразделяются на: твердые (постоянные), текущие, сезонные, скользящие.

В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике: текущие, средние, сопоставимые, неизменные.

Методы ценообразования. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению, назначение низкой тоже может вызвать отрицательную реакцию. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке. Понятно, почему высокая цена вызывает неудовольствие покупателя, Но не всегда понятно, почему низкая цена может вызвать
неудовольствие. Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

Существуют определенные методы ценообразования.

1. Средние издержки плюс прибыль. Это самый простой способ ценообразования. Заключается он в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Он широко используется как в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики.

2. Анализ безубыточности и обеспечения целевой прибылью. Этот метод также основан на издержках. Предприятие стремится установить такую цену, которая обеспечивает ему желаемый объем прибыли. Такая методика ценообразования основывается на графике безубыточности, на котором представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж.

3. Установление цены исходя из ощущаемой ценности товара. Главным ее содержанием являются не издержки продавца, а восприятие товара покупателями.

4 Установление цены на основе текущих цен. Определяя цену на основе этой методики, предприятие в основном отталкивается от цен конкурентов, не обращая внимания на издержки и состояние спроса.

5 Установление цены на основе закрытых торгов. Главным является же­лание предприятия или фирмы получить крупный контракт, запро­сив цену ниже, чем у других. Однако эта цена не должна быть ниже себестоимости, так как предприятие понесет серьезный финансо­вый урон.

Ценовая политика на предприятии. Ценовая политика - это механизм или модель принятия реше­ний о поведении предприятия на основных типах рынков для дос­тижения поставленных целей хозяйственной деятельности. Предприятие самостоятельно определяет схему разработки цено­вой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской сре­ды, т. е. внешних факторов.

Ценовая стратегия предприятия. Выбор ценовой стратегии составляет содержание концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Этим определяется планирование выручки и прибыли предприятия от продажи товара. Предприятию, работающему в рыночных условиях, прежде всего необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может решать стоящие перед ним задачи. Отсутствие четко определенной ценовой стратегии способствует неопределенности в принятии решений в этой области различными службами предприятия (если оно имеет сложную структуру), может привести к несогласованности этих решений и иметь потери в вы­ручке и прибыли. Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: