1. Что следует понимать под причинами индивидуального преступного поведения? Как они соотносятся с причинами преступности?
2. Дайте понятие антиобщественной направленности личности и раскройте ее содержание.
3. Какую роль играет криминогенная мотивация в механизме преступного поведения? Какая функция мотивации преступного поведения является наиболее важной (побуждение к преступному поведению, управление преступным поведением, контроль за ним, субъективное отражение криминогенных явлений). Объясните почему.
4. Опишите понятие и структуру механизма преступного поведения, назовите и охарактеризуйте его этапы. Чем отличается механизм преступного поведения от механизма правомерной деятельности?
5. Какова роль потребностей в механизме преступного поведения? Можно ли говорить о преступных потребностях? Что такое интерес и как он соотносится с потребностью?
6. Какова роль мотивов в механизме преступного поведения? Можно ли совершить преступление из добрых побуждений?
|
|
7. Назовите условия неблагоприятного формирования личности. Неизбежно ли формирование личности преступника при неблагоприятных условиях? Воздействие какой среды оказывает на формирование личности более сильное влияние: микросреды или макросреды?
8. Каково криминологическое значение конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме индивидуального преступного поведения. Что такое объективное содержание и субъективное значение ситуации? Каково взаимодействие конкретной жизненной ситуации и антиобщественной направленности личности в механизме преступного поведения?
Задание 1
Павлов был единственным сыном в семье. Семья хорошо обеспечена. Мать – главный бухгалтер коммерческого банка. Отец владеет сетью магазинов по продаже электронной техники. Сын имел отдельную комнату, в 16 лет отец подарил ему машину. Одевали Павлова только в дорогие зарубежного производства вещи. В семье был культ денег, дорогих и престижных вещей. Из престижных соображений Павлов был отдан в специализированную гимназию с языковой программой, посещал секцию большого тенниса. Ему постоянно прививались стремление любым путем добиваться своей цели презрительное отношение ко всем, кто не соответствовал идеалам родителей. В дом приходили люди, в услугах которых были заинтересованы родители, которые преследовали одинаковые коммерческие интересы.
Павлов, обладая волевым характером, подчинил себе Волкова и Иванова, снабжая их мелкими модными безделушками, дорогими сигаретами и т.п. По его приказу они делали все, что он пожелает. Избивали тех, кто не нравился или не признавал Павлова, мыли его машину и т.п.
|
|
Однажды вечером, будучи в нетрезвом состоянии и возвращаясь на машине из ресторана, Павлов сбил человека, однако не остановился, быстро уехал, а затем перекрасил машину, выправил вмятины. Пытался подкупить учителей, так как учеба давалась ему с трудом, а он хотел иметь отличный аттестат. После окончания гимназии родители оплатили учебу Павлова в престижном институте, при этом сын почти не сдавал экзаменов, так как знал заранее содержание билета. На первом курсе изнасиловал сокурсницу, однако родителям удалось замять дело: передав потерпевшей крупную сумму денег, ее перевели в другой институт.
На летние каникулы он поехал к морю. У соседа по номеру в гостинице увидел перстень с крупным бриллиантом. В тот же вечер пытался его ограбить, а когда тот оказал сопротивление, убил его.
Ночью Павлов труп сбросил в море, оплатил место соседа в номере за месяц вперед и немедленно уехал, при этом выкрав из регистрационного журнала запись о своих данных (адрес, фамилия и т.д.).
Проанализируйте условия жизни и воспитания Павлова. Прокомментируйте механизм формирования и содержание антиобщественной направленности его личности, выделите тип доминирующей мотивации, приведшей к преступлению. Назовите основные условия, способствовавшие этому преступлению.