Подходя с позиций психофизиологии к решению вопросов тактической подготовки, следует выделить два основных ее направления, которые имеют между собой тесную диалектическую связь.
Первое соотносится с развитием и совершенствованием аналитико-синтетической деятельности мозга и выражается в способности реагирования, восприятия и переработки информации, антиципации, прогнозирования и рефлексивного управления в ходе состязания, а второе - с непосредственным применением способа действия (двигательного решения).
Развитие этих двух тактико-технических компонентов происходит в процессе всей тренировочной и соревновательной деятельности волейболиста и становится возможным благодаря текущей информации о результате деятельности.
Овладение основами индивидуальной, групповой и командной тактики осуществляется на начальных этапах обучения вначале в упрощенных, а затем в условиях, приближенных к игровой обстановке.
Совершенствование тактики происходит в специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности.
|
|
Необходимое условие совершенствования технико-тактического мастерства - моделирование типичных ситуаций с множеством переменно-вариативных положений.
В специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности, как правило, выполняется не одно какое-то технико-тактическое действие, а их сочетание. Например, прием мяча с подачи, вторая передача и атакующий удар. Вместе с тем, для акцентирования внимания на решении основной задачи такие упражнения классифицируются от главного и характерного для них признака.